Петр Иванович Свирин родился в 1905 году, в Сызранском уезде. Тогда все называлось иначе. Губерния была Симбирской, а родное село будущего селькора Шереметьевкой. Сейчас это село Свирино Новоспасского района Ульяновской области.
Петр был среди тех, кто увидел в Октябрьской революции возможность построить жизнь по-новому. Вступил в комсомол, стал сотрудничать с уездной газетой “Красный Октябрь”. Мишенью его заметок стало руководство села. Естественно, “вынос сора из избы” не могло понравиться новым хозяевам жизни, и они попытались восстановить спокойствие привычным способом. 19 октября 1924 года Петр Свирин был убит выстрелом из ружья.
Убийцы рассчитывали на извечную круговую поруку и не без оснований. Уже с первых шагов расследование наткнулось на упорную стену молчания. Но, дело приобрело слишком широкий общественный резонанс, на его раскрытие были брошены лучшие силы сызранского уголовного розыска, и вскоре преступники предстали перед судом. Ими, как и предполагалось, оказались бывшие “герои” свиринских публикаций. Организатор и исполнитель преступления были приговорены к высшей мере, их пособники к лишению свободы.
В 1935 году село Шереметьевка было переименовано в Свирино, в честь убитого селькора. Потом там создали, посвященный ему музей, поставили обелиск.
В 1965 году Петра Свирина навечно зачислили в списки Новоспасской районной организации ВЛКСМ. Не оставляла Советская власть вниманием и его семью. Престарелому отцу из специального фонда выделили средства на покупку коров и сепаратора.
С тех пор много воды утекло. Нет больше ВЛКСМ, членом которого навечно стал корреспондент Свирин. Его родная газета “Красный Октябрь” стала за это время “Волжскими Вестями”. А помнят ли отважного селькора на его родине?
Увы, музея нам обнаружить не удалось. Как, впрочем, и школы, в которой он, некогда, находился. Нам смогли показать лишь захламленный пригорок.
С памятника в центре села сорвали табличку, видимо ее неосмотрительно сделали из цветмета, но кто-то, чтобы восстановить историческую справедливость, намалевал белой краской: “Свирин”. Так и стоит этот монумент перед руинами бывшего клуба, и к ограде его практичные селяне привязывают коров.
Земляки селькора не забыли. Но к памяти его относятся, мягко говоря, прохладно. Когда мы спросили про могилу Свирина, нам сообщили, что на ней нет ни памятника, ни даже таблички. Удрученные мы направились на кладбище и, к удивлению своему, обнаружили скромную могилу, украшенную одновременно красной звездой и православным крестом и тремя надписями: Свирин П.И. (1905-1924), Свирин И.П. (1873-1945) и Свирина А.Ф. (1872-1945). По всему выходило, что именно здесь похоронен селькор и его родители.
Вернулись в деревню за разъяснениями. Нам рассказали, что на самом деле, там могилы только родителей, а сам Петр лежит в другом месте. Кто прикрепил на памятник его фотографию и сделал надпись, никто не знал. Сошлись на предположении, что это сделала сестра Свирина Евдокия.
Пора было уезжать. Но земляки селькора никак не хотели отпускать нас с пустыми руками. Им обязательно нужно было пересматривать историю. Нам сообщили, что Свирин и не заслужил заботы односельчан о своей памяти, что и убили его не за публикации, а в результате банальной бытовой ссоры, а осудили невинных людей, потому что так было выгодно политически. Вроде был еще один подозреваемый, умерший уже в 70-е годы. Когда ломали потом его сарай нашли там спрятанное ружье, из которого был убит селькор. Картина получалась совсем неприглядная.
Я поинтересовался, почему решили, что это то самое ружье? Оказалось все очень просто. Все в деревне так говорят. Как мало нужно, чтобы переписать историю.
Только делать этого не нужно. Следствие вели профессионалы своего дела. Путь преступника от места убийства до собственного дома проследила знаменитая в свое время розыскная собака Ферт, найденный пруток, из которого была изготовлена пуля, вылетевшая в тот роковой вечер из ружья, возили на экспертизу аж в самую Казань, да и публикации самого Свирина никуда не денешь. В них все было правдой. Боролся парень, как мог с жуликами и мироедами, хотя прекрасно знал, чем рискует.
Наверное, просто, удобней все забыть. Не нужно ни о чем заботиться, а во всех своих бедах привычно обвинять кого-нибудь другого.
В свое время, когда в селе еще был музей, школьники старательно собирали воспоминания очевидцев тех далеких дней. У памятника славному земляку принимали в пионеры. Иметь собственного героя-комсомольца было престижно и выгодно. Теперь времена сменились, “красные” не в моде. Можно их спокойно хаять. Только, мертвые сраму не имут. Они свое прожили. А живые отказываются от своей собственной памяти.
Но, к счастью, статью не придется заканчивать на грустной ноте. В районном краеведческом музее, куда некогда были переданы материалы из ликвидируемой школы, нам показали стенд, посвященный Петру Свирину. Комсомольский билет, выданный при последнем обмене в 1984 году, непременный кулацкий обрез – своеобразный символ эпохи и папки фотографий и воспоминаний, собранных пионерами.
Может и нам в Сызрани есть смысл возродить вручение премий имени отважного селькора, которые стали присуждать одно время, а потом, за всеми этими перестроечными делами, позабыли. Ведь Петр Свирин отдал жизнь за свободу прессы, а она необходима людям всегда.
Сергей Зацаринный
Фото: С. Зацаринный, Н. Игонин, Ш. ХАУТИЕВ