Пока губернатор Морозов летает в долгосрочные командировки в Китай, решает свои личные проблемы в Москве, в вверенном ему регионе десятки детей-сирот вынуждены ходить в туалет по расписанию.
Причина царящего в Ульяновской области бардака с обеспечением водой сельской местности напрямую связана с халатной деятельностью главы субъекта и полной беспомощностью представителей местного самоуправления. Политика Морозова окончательно добила то, что осталось в наследство от Советского союза, в том числе и коммунальную систему. Изношенность сетей в Ульяновской области составляет катастрофические 75% и дальше может быть еще хуже. В начале жаркого июня сильнее всех о себе заявила тотальная нехватка воды в районах. Причины везде идентичные - это либо безответственная эксплуатация оборудования, либо критичная экономия на затратах для обеспечения прибыли коммерческих обслуживающих контор, изношенные до дыр водопроводы, сгоревшие насосы… Итог один – неработоспособное состояние коммуникаций, скважин и насосных станций.
Сейчас власти пытаются судорожно исправить то, что ветшало и изнашивалось годами, создают в срочном порядке комиссии, направляют ремонтные бригады в села, где люди плачут от отсутствия воды, жалуются, что не мылись по полмесяца. Ulnovosti.ru писали о критической ситуации в Сенгилеевском районе. Не лучше ситуация и в деревне Рокотушка, где располагается Социальный приют для детей и подростков «Росток». До 2002 года вся деревня и приют получали воду из водозаборной скважины, что расположена на окраине улицы Полевой. В 2003 году при ремонте в нее уронили буровой инструмент, и она перестала функционировать. Достать бур оттуда просто невозможно. Но находчивый глава Новоспасского района Александр Вражнов быстро нашел выход, приказав подключить водопровод деревни и приюта к роднику «Святой», который ранее питал водой производственную базу и ферму ПКП «Лесное».
Вот только дебит данного родника оказался очень мал, и фактически в летний период воды населению деревни и приюту никогда не хватало. Но и здесь Вражнов не растерялся, нашел таки второе легкое решение задачи. Администратором деревни Рокотушка Александром Романовым был составлен график подачи воды насосной станцией родника Святой в водопровод, который питает деревню и приют. Только проблемы и это не решило. Ни детям, ни жителям деревни воды все равно не хватает.
В приюте сейчас живут 37 детей плюс работают 37 сотрудников. Приют и школа расположены в двух зданиях. В столовой приюта, которая находится на первом этаже, воды нет фактически с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00. Ночью, когда огороды прекращают поливать, вода появляется. Но как можно винить садоводов в поливе своих участков, если, во-первых, до 2003 года воды хватало всем с избытком, а, во-вторых, огород спасает людей от голода. Наверное, обвинять простых жителей может только губернатор, который на этой неделе в свойственной ему манере сделал виноватым в отсутствии воды самих людей. Мол, поливают моркошку и картошку, вот воды и не хватает. Впрочем, перекрыть воду для полива или обвинить людей, конечно, легче, чем выделить миллионы на замену коммуникаций.
При детальном разбирательстве вырисовываются и конкретные виновные. Водозабор и водопровод в деревне Рокотушка администрацией Новоспасского района согласно распоряжению главы района Вражнова был передан в аренду ООО «Коммунстройсервис», директором которой является г-н Рафиков. Коммерсы, в свою очередь, занимаются только сбором денег, качество предоставляемых ими услуг их самих не волнует. Жители Рокотушки неоднократно обращались к начальнику участка ООО «Коммунстройсервис» Астафьеву с вопросом, почему в деревне нет воды, и это повторяется из года в год. Астафьев все время твердит, что дебит родника очень мал, воды для нужд всех жителей деревни и приюта со школой действительно не хватает. Но никаких действий по увеличению дебита подачи они предпринимать не собираются. Этим вопросом должна заниматься администрация Новоспасского района. Пока же ни ООО «Коммунсервис», ни власти Новоспасского района не шевелятся и сохраняют спокойствие. Понятное дело, даже если чья-то вина будет доказана, то максимум, что грозит за их бездействие – предписание от прокурора, ну или грошевый штраф. Чего бояться?
Стоит отметить, что до 2003 года проблем с подачей воды в Рокотушке не было вообще, а за снабжение водой деревни отвечало ПКП «Лесное». В настоящий момент, чтобы решить вопрос с подачей воды, необходимо бурить новую скважину, стоимость бурения по предварительным данным будет стоить около 3 млн руб. (бурение скважины, установка насоса и электростанции). Для района, может быть, эта сумма и большая, но для областной администрации, «сливающей» гораздо большие суммы за один вечер на всякие праймериз и праздники, 3 млн руб. - копейки.
По дороге к роднику корреспонденту Ulnovosti.ru встретился местный житель. Набиравший из родника воду мужчина рассказал, что вода в колонках пропала около двух недель назад. Пока дожди идут – она есть, если дождей нет, то и ее нет. А сейчас люди вынуждены пешком спускаться по крутому склону около 100 метров к роднику и с полными ведрами подниматься обратно. Набирать воду во фляги, затем везти домой, и так каждый день. При этом подняться от родника даже без ведра воды занятие не из легких. Хорошо, если есть здоровье, а если его нет?
«Каждое утро почти не бывает (воды),– говорит на камеру другой местный житель, чей дом располагается рядом с водонапорной башней. - Днем бывает, так, на часок-полтора появится. А больше нет. Потихоньку набираем. Здесь, можно сказать, все засыхает».
Перед самим зданием приюта бросаются в глаза засохшие цветники, которые требуют регулярного полива. Рядом располагается прекрасный плодоносный яблоневый сад, который также засыхает ввиду отсутствия полива. Работники столовой приюта на камеру говорить правду боятся и заявляют, что в часы мытья посуды воду им дают, но как мы видим, в кранах она отсутствует. Женщина говорит, что дома у них своя скважина, тем и спасаются.
Свою точку зрения хотя и с опаской, но все-таки высказывает и руководящий состав приюта. А не молчать, видимо, уже тоже не могут. «Вода у нас бывает в вечерние часы с 7 до 9, – говорит заместитель директора по общим вопросам социального приюта для детей подростков «Росток» Данил Харитонов. – Ночью бывает, потому что полива нет в селе, днем мы постоянно без воды, дай бог, если струйка течет, самотек. Мы с администратором села Рокотушка разговаривали и с Шумкиным, но они говорят, что воду могут давать только с учетом наполнения родника, иных каких-то средств они разыскать не могут». Получается, дети в приюте должны ходить в туалет по графику. Интересно, что будет, если заставить по такому же графику ходить в туалет всю областную администрацию? Такое, конечно, даже в страшном сне, как говорится, не приснится.
«В мае мы такой проблемы еще не испытывали. В июне, когда установились первые такие жаркие дни, люди поливают огороды, и воды становится меньше с каждым днем. Если июнь месяц вода текла еще самотеком без напора, то сейчас в эти жаркие дни вода течет тонкой тонкой струей и набрать ее нельзя» ,- говорит директор социального приюта для детей подростков «Росток» Татьяна Рыбакова.
На камеру Рыбакова рассказала, что и сейчас вода в туалете есть, но при проверке из крана вылились лишь остатки. В приюте заранее заполняют емкости, но обеспечить детей водой пока не удается.
Глава Новоспасского района Александр Вражнов то ли не хочет, то ли не может решить проблемы. Губернатор в разъездах, а народ предоставлен сам себе. Осталось только переименовать Ульяновск в Симбирск, чтобы соответствовать инфраструктуре вековой давности.
Алексей Шувалов
ULnovosti.ru |