Маркина гора
Давным-давно, когда только началось заселение Новоспасского, это были 1740—1750 гг., через посёлок шло два тракта, на Москву и Оренбург, по этим дорогам беспрерывно ехали с товарами, торговлю вели купцы. Один человек по имени Марк поселился на горе. Тогда вся гора была покрыта дремучим лесом. Марк поселился с несколькими, такими же как он, товарищами. Кто он был? Об этом никто не знал: то ли беглый солдат, то ли крепостной. Но эти люди скрывались от преследования. Поселились они в землянках и начали разбойничать: грабили купцов, отбирали деньги, товары, продукты, так как надо было чем-то жить. Купцы были недовольны, неоднократно обращались к власти. Неоднократно навещали жандармы Новоспасское, но заходить вглубь леса боялись. А разбои учащались, стали уже по-крупному забирать.
Тогда купцы обратились в Симбирск. И когда оттуда прислали солдат, чтобы поймать Марка, его уже не нашли. Видимо, Марк имел своих людей в селе, и был ими предупреждён. Нашли только землянки да утварь для жития: казаны, посуду, одежду. След от землянок надолго сохранился. Потом эти землянки служили убежищем для нищих, обездоленных людей. Со временем они обветшали, разрушились, обвалились.
Со временем и лес вырубили, он стал редким, а потом остались пеньки да кустарники. Гора совсем оголилась где-то в 50—60 годы. Да и в Новоспасском в те далекие времена было всё совсем по-другому. Речка была полноводная, глубокая. В речке водилось много рыбы, по речке плавали на лодках и плотах. По течению речки было много водяных мельниц. Речка имела высокие берега. В берегах водились стрижи и ласточки. Речка служила источником воды, а вода была чистая. И часто можно было видеть людей, которые переезжали на лодках, плавали в лодках по речке. Зимой устраивали различные развлечения на льду, устраивали карусели: ставили колесо, прибивали жердь, к жерди — санки, колесо крутили, и по кругу носились с бешенной скоростью санки. Катались на коньках. Увлекались почти все парни и даже некоторые девушки.
В те далёкие времена в Новоспасском жила одна вдова — Хвостушкина Евдокия. Осталась она с двумя сыновьями. И однажды эта вдова удивила всех жителей: родила дочь неизвестно от кого, от кого родила не говорила. Назвала дочь Марьей. Вдова справно вела хозяйство, подросли сыновья, помогали ей, очень они любили свою сестру. А сестра была на диво: белокурая, голубоглазая, очень веселая, певунья и плясунья. Но ещё на удивление всем была лихой наездницей, каталась на коньках, косила так, что не всякий парень мог за ней угнаться. На льду её никто не мог обогнать. Многие парни на неё заглядывались. Но она ни на одном не останавливала свой выбор. Однажды к помещику приехали гости. Катались по реке, ездили в лес, бывали на базарах, в церкви.
И вот один из гостей увидел Марию. Он был поражен ее красотой. Узнав чья она, пришёл к ним. Семья была напугана, особенно братья. Они не хотели, чтобы сестра была несчастна.
А бывало так, что красивых девушек забирали в барский дом, развлекались ими до поры до времени, а потом посылали на черную работу: убирать коров, свиней.
Барин им объяснил, что он не с плохим настроем пришёл. Он хочет взять её в жёны. Но Мария была крепостной. Владелец мог её просто отдать или подарить этому господину.
Братья этого не хотели. Решили, что Марии нужно бежать. Но вступилась мать. Она спросила Марию: согласно ли она выйти за него замуж. Девушка была согласна, так как этот парень ей нравился. Тогда мать сказала, что она у нас не бедная. Мы можем её выкупить да ещё и приданое дать.
Братья недоумевали: откуда деньги. И вот, когда договорились, что Мария выйдет замуж за барчука, мать с дочерью пошли в одно укромное место, разрыли землю под деревом, оттуда вынули железный сундук. В нем оказались деньги, много денег, дорогие украшения. Мать сказала: «Это всё твоё. Это от отца».
Раньше мать боялась открывать тайну: могли обвинить её в воровстве, в связи с Марком.
А теперь она не боялась, знала силу барчука. Он в обиду не даст.
Выдали Марию за барина, оказалось, что у неё богатое приданое. А со временем и мать уехала с сыновьями куда-то под Москву. Как будто там купили дом себе, братья женились, имели землю, скот, жили исправно. Но иногда Мария со своим мужем приезжали в Новоспасское, катались по речке на лодке, на лошадях. Она была такой же озорной и лихой наездницей. Но она никогда не забывала о бедных и обиженных. Говорят, что она дала средства, чтобы построить первую школу. Все думали, что это дочь Марка-разбойника.
Рассказы о доброте Марка до сих пор живы.
Однажды в Маловке, а в те времена это была большая деревня, в страдную пору, когда солнце палило нещадно, веяли горячие ветры, случился пожар. Дома остались только дети и старики. Остальные уезжали в поле убирать хлеб. Иногда там и ночевали. Пожар охватил сразу несколько домов. Справиться с пожаром не смогли: всё было из дерева и соломы. Почти половина деревни сгорела. Когда подоспели с поля, спасать было уже нечего. Остались одни пепелища. Пожар это всегда беда. А в те времена - целое бедствие. Чтобы опять построить дом, нужны были средства. А их и не было. Погорельцам помогали только люди. И часто было так: надевали суму и шли по деревне. Люди знали, что такое пожар, и поэтому делились последним. Погорельцы просидели всю ночь на пепелище, выплакав все слёзы. И вот как только начало рассветать, подошёл какой-то человек, он поочерёдно подходил от одних погорельцов к другим и отдавал им деньги. Люди не успели опомниться, как человек исчез. Кто он был? То ли Марк, то или ещё кто из его шайки — никто не знал, знали только то, что это имено человек от Марка.
Когда посчитали деньги, то оказалось, что хватит построить дом, да ещё на другие нужды останется. Люди встали на колени и долго молились, что Господь-бог послал им такого человека, который помог им. Люди Марка и он сам часто бывали на ярмарках, которые проходили в Новоспасском, слушали разговоры крестьян, узнавали все новости. Часто крестьяне находили на подоконнике и на пороге деньги утром рано. Это была помощь от Марка тем, у кого лошадь пала или корова. А иногда помогал тем, у кого случалось какое-то несчастье в доме. Видимо, Марк сам пережил много, много хлебнул горя, а поэтому очень хорошо знал жизнь бедного люда. Поэтому и делился награбленным, знал, что у богатых купцов не убудет.
Сколько лет жил здесь Марк — никто не знает. Знают только, что людей он не оставлял в беде.
Голодяевка - это прозвище от помещицы, которая была владельцем этого села. Эта помещица прославилась своей жестокостью на всю Россию. Последний раз было предупреждение ей о грубом отношении к крестьянам, иначе отберут поместье. Прославилась эта помещица тем, что своих крестьян она доводила до крайности. Беднее не было во всей округе крестьян. Кормила она их, как скот. Наливали похлебку из муки, в общее корыто на столе, и вот из этого корыта хлебали. Ходили крестьне босиком до самых морозов.
Избы топились по-чёрному, т. е. дым выходил через дверь, а не трубу, так тепла сохранялось больше, вокруг печки на ночь расстилали солому, ложились на неё, одевались шубняками, тулупами, одеял никаких не было.
Утром эту солому опять сжигали. Много умирало детей от недоедания. Хлеба хватало только до Нового года. А потом кое-как и чем-нибудь питались. Шли в наймы к богатым: убирали скот, шли на мельницу, т. е.куда-либо, чтобы только выжить.
И однажды летом произошёл такой случай, что потряс всю губернию. Барыня заставляла всех работать, даже детей. Дети собирали ягоды, пасли гусей, свиней, телят, пололи цветники. Однажды одна девочка, шести лет, пасла гусей. Заигралась и не увидела, как гуси зашли в цветник и пощипали цветы. Барыня так разгневалась, что приказала девочку привязать к столбу у навозной кучи, где было много мух. Стояла жара. Девочка изнывала от жары, мухи тучами садились на лицо, руки, ноги. Все открытые места превратились в раны. Сначала девочка кричала, потом уже и голос потеряла, только стонала. Когда отвязали, её нельзя было узнать. И это всё делал исправник барыни, он был не лучше, по своей жестокости, барыни.
Мать не допускали. Девочке смазали лицо каким-то снадобьем. Лишь на другой день мать её взяла. Вся она была опухшая. А через несколько дней пропал исправник. Нашли его потом в лесу у дороги, привязанным к дереву, с кляпом во рту. Он был весь голый, его также искусали комары и мухи. Сколько он висел, неизвестно.Только когда его отвязали, он был без чувств. Это был ему урок за жестокость. Это сделали люди Марка.
Видимо, поэтому имя Марка стало бессмертным, потому что хорошие дела не забываются.
Тогда купцы обратились в Симбирск. И когда оттуда прислали солдат, чтобы поймать Марка, его уже не нашли. Видимо, Марк имел своих людей в селе, и был ими предупреждён. Нашли только землянки да утварь для жития: казаны, посуду, одежду. След от землянок надолго сохранился. Потом эти землянки служили убежищем для нищих, обездоленных людей. Со временем они обветшали, разрушились, обвалились.
Со временем и лес вырубили, он стал редким, а потом остались пеньки да кустарники. Гора совсем оголилась где-то в 50—60 годы. Да и в Новоспасском в те далекие времена было всё совсем по-другому. Речка была полноводная, глубокая. В речке водилось много рыбы, по речке плавали на лодках и плотах. По течению речки было много водяных мельниц. Речка имела высокие берега. В берегах водились стрижи и ласточки. Речка служила источником воды, а вода была чистая. И часто можно было видеть людей, которые переезжали на лодках, плавали в лодках по речке. Зимой устраивали различные развлечения на льду, устраивали карусели: ставили колесо, прибивали жердь, к жерди — санки, колесо крутили, и по кругу носились с бешенной скоростью санки. Катались на коньках. Увлекались почти все парни и даже некоторые девушки.
В те далёкие времена в Новоспасском жила одна вдова — Хвостушкина Евдокия. Осталась она с двумя сыновьями. И однажды эта вдова удивила всех жителей: родила дочь неизвестно от кого, от кого родила не говорила. Назвала дочь Марьей. Вдова справно вела хозяйство, подросли сыновья, помогали ей, очень они любили свою сестру. А сестра была на диво: белокурая, голубоглазая, очень веселая, певунья и плясунья. Но ещё на удивление всем была лихой наездницей, каталась на коньках, косила так, что не всякий парень мог за ней угнаться. На льду её никто не мог обогнать. Многие парни на неё заглядывались. Но она ни на одном не останавливала свой выбор. Однажды к помещику приехали гости. Катались по реке, ездили в лес, бывали на базарах, в церкви.
И вот один из гостей увидел Марию. Он был поражен ее красотой. Узнав чья она, пришёл к ним. Семья была напугана, особенно братья. Они не хотели, чтобы сестра была несчастна.
А бывало так, что красивых девушек забирали в барский дом, развлекались ими до поры до времени, а потом посылали на черную работу: убирать коров, свиней.
Барин им объяснил, что он не с плохим настроем пришёл. Он хочет взять её в жёны. Но Мария была крепостной. Владелец мог её просто отдать или подарить этому господину.
Братья этого не хотели. Решили, что Марии нужно бежать. Но вступилась мать. Она спросила Марию: согласно ли она выйти за него замуж. Девушка была согласна, так как этот парень ей нравился. Тогда мать сказала, что она у нас не бедная. Мы можем её выкупить да ещё и приданое дать.
Братья недоумевали: откуда деньги. И вот, когда договорились, что Мария выйдет замуж за барчука, мать с дочерью пошли в одно укромное место, разрыли землю под деревом, оттуда вынули железный сундук. В нем оказались деньги, много денег, дорогие украшения. Мать сказала: «Это всё твоё. Это от отца».
Раньше мать боялась открывать тайну: могли обвинить её в воровстве, в связи с Марком.
А теперь она не боялась, знала силу барчука. Он в обиду не даст.
Выдали Марию за барина, оказалось, что у неё богатое приданое. А со временем и мать уехала с сыновьями куда-то под Москву. Как будто там купили дом себе, братья женились, имели землю, скот, жили исправно. Но иногда Мария со своим мужем приезжали в Новоспасское, катались по речке на лодке, на лошадях. Она была такой же озорной и лихой наездницей. Но она никогда не забывала о бедных и обиженных. Говорят, что она дала средства, чтобы построить первую школу. Все думали, что это дочь Марка-разбойника.
Рассказы о доброте Марка до сих пор живы.
Однажды в Маловке, а в те времена это была большая деревня, в страдную пору, когда солнце палило нещадно, веяли горячие ветры, случился пожар. Дома остались только дети и старики. Остальные уезжали в поле убирать хлеб. Иногда там и ночевали. Пожар охватил сразу несколько домов. Справиться с пожаром не смогли: всё было из дерева и соломы. Почти половина деревни сгорела. Когда подоспели с поля, спасать было уже нечего. Остались одни пепелища. Пожар это всегда беда. А в те времена - целое бедствие. Чтобы опять построить дом, нужны были средства. А их и не было. Погорельцам помогали только люди. И часто было так: надевали суму и шли по деревне. Люди знали, что такое пожар, и поэтому делились последним. Погорельцы просидели всю ночь на пепелище, выплакав все слёзы. И вот как только начало рассветать, подошёл какой-то человек, он поочерёдно подходил от одних погорельцов к другим и отдавал им деньги. Люди не успели опомниться, как человек исчез. Кто он был? То ли Марк, то или ещё кто из его шайки — никто не знал, знали только то, что это имено человек от Марка.
Когда посчитали деньги, то оказалось, что хватит построить дом, да ещё на другие нужды останется. Люди встали на колени и долго молились, что Господь-бог послал им такого человека, который помог им. Люди Марка и он сам часто бывали на ярмарках, которые проходили в Новоспасском, слушали разговоры крестьян, узнавали все новости. Часто крестьяне находили на подоконнике и на пороге деньги утром рано. Это была помощь от Марка тем, у кого лошадь пала или корова. А иногда помогал тем, у кого случалось какое-то несчастье в доме. Видимо, Марк сам пережил много, много хлебнул горя, а поэтому очень хорошо знал жизнь бедного люда. Поэтому и делился награбленным, знал, что у богатых купцов не убудет.
Сколько лет жил здесь Марк — никто не знает. Знают только, что людей он не оставлял в беде.
Голодяевка - это прозвище от помещицы, которая была владельцем этого села. Эта помещица прославилась своей жестокостью на всю Россию. Последний раз было предупреждение ей о грубом отношении к крестьянам, иначе отберут поместье. Прославилась эта помещица тем, что своих крестьян она доводила до крайности. Беднее не было во всей округе крестьян. Кормила она их, как скот. Наливали похлебку из муки, в общее корыто на столе, и вот из этого корыта хлебали. Ходили крестьне босиком до самых морозов.
Избы топились по-чёрному, т. е. дым выходил через дверь, а не трубу, так тепла сохранялось больше, вокруг печки на ночь расстилали солому, ложились на неё, одевались шубняками, тулупами, одеял никаких не было.
Утром эту солому опять сжигали. Много умирало детей от недоедания. Хлеба хватало только до Нового года. А потом кое-как и чем-нибудь питались. Шли в наймы к богатым: убирали скот, шли на мельницу, т. е.куда-либо, чтобы только выжить.
И однажды летом произошёл такой случай, что потряс всю губернию. Барыня заставляла всех работать, даже детей. Дети собирали ягоды, пасли гусей, свиней, телят, пололи цветники. Однажды одна девочка, шести лет, пасла гусей. Заигралась и не увидела, как гуси зашли в цветник и пощипали цветы. Барыня так разгневалась, что приказала девочку привязать к столбу у навозной кучи, где было много мух. Стояла жара. Девочка изнывала от жары, мухи тучами садились на лицо, руки, ноги. Все открытые места превратились в раны. Сначала девочка кричала, потом уже и голос потеряла, только стонала. Когда отвязали, её нельзя было узнать. И это всё делал исправник барыни, он был не лучше, по своей жестокости, барыни.
Мать не допускали. Девочке смазали лицо каким-то снадобьем. Лишь на другой день мать её взяла. Вся она была опухшая. А через несколько дней пропал исправник. Нашли его потом в лесу у дороги, привязанным к дереву, с кляпом во рту. Он был весь голый, его также искусали комары и мухи. Сколько он висел, неизвестно.Только когда его отвязали, он был без чувств. Это был ему урок за жестокость. Это сделали люди Марка.
Видимо, поэтому имя Марка стало бессмертным, потому что хорошие дела не забываются.