БАДИГИН КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ
1910 - 1984
Родился в 1910 году в городе Пензе, жил многие годы в Суруловке Новоспасского района. Детство его прошло в Суруловке. Отец его был агроном, дед врач. В Суруловке было имение деда.
В детстве он увлекался книгами Стивенсона и его потянуло к морю. В семнадцать лет он стал моряком. В 20-21 он закончил Владивостокский морской техникум и получил диплом судоводителя. В 27 лет - капитан легендарного "Георгия Седова".
В конце 30-х годов мало кому в нашей стране не было известно его имя, имя человека, возглавившего маленький, но мужественный экипаж ледокольного парохода "Седов", затертого в арктических льдах. Людям старшего поколения памятен поступок тогда - еще совсем молодого капитана. Когда к седовцам в 1938г. пробился ледокол "Ермак" и стало очевидным, что вывести "Седов" изо льдов не удастся, Бадигину предложили покинуть поврежденное судно. На это он ответил: "Я покину борт "Седова" только тогда, как он отшвартуется в родном советском порту, три долгих полярных зимы - 812 дней пятнадцать отважных моряков во главе с молодым капитаном К. Бадигиным вели беспримерную схватку со стихией и выиграли ее.
Не смотря ни на что они сумели сохранить судно. В истории освоения Арктики много судов до "Седова" начинало дрейф по этому угрюмому и холодному пути от моря Лаптевых к полярным районам, но ни одно из них не сумело выдержать единоборство со льдами. Только "Храм" Нансета благополучно прошел этим путем, да и то только потому, что он был специально построен для ледового дрейфа. Он имел яйцевидные обводы корпуса, из-за чего при сжатии льдов "Храм" просто выжимало на поверхность. Прямобортный же "Седов" за время дрейфа выдержал 156 сжатий и торошений льдов. И в том, что он остался цел и благополучно вернулся на Родину, немалую роль сыграли мужество и выучка экипажа.
За два с лишним года дрейфа, без тепла и света, без элементарных бытовых удобств, седовцы, не имевшие на борту ни профессиональных ученых, ни научной аппаратуры провели огромный объем совершенно уникальных научных исследовательских работ. Это сейчас Арктика уже достаточно изучена, а Северный полюс окончательно потерял свой ореал неприступности. 60 лет назад Арктика была еще сплошной загадкой, во многих ее районах еще никогда не ступала нога человеческая. И именно седовцы первыми в мире совершенно достоверно установили глубины Ледовитого океана свыше 5000 метров, открыли новые подводные хребты, течения. Партия, правительство, народ высоко оценили подвиг экипажа "Георгия Седова" - все пятнадцать участников дрейфа, закончившегося в январе 1940 года, были удостоены звания Героя Советского Союза, а само судно награждено орденом Ленина.
В суровые годы Великой Отечественной войны Бадигин возглавлял штаб Главсевморпути в Архангельске, руководил проводкой транспортных судов наших тогдашних союзников через льды Белого моря, а с июля 1943 года на Дальнем Востоке командовал лесовозом "Клара Цеткин", специально переоборудованным для перевозки в Советский Союз из США паровозов.
Капитанский мостик Бадигин покинул лишь в 1969 году, проплавав свыше сорока лет, из них 31 год - капитаном судна.
Ещё находясь на капитанском мостике Бадигин в 1951 году заочно закончил географический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, а затем заочную аспирантуру при МГУ им. М. В. Ломоносова. Вскоре он защитил диссертацию и стал кандидатом географических наук.
Продолжая плавать, учиться в институте, затем в аспирантуре, работать над диссертацией, он не бросает и литературу, пишет упорно, увлеченно.
Первые его книги - "Седовцы" и "Три зимовки во льдах Арктики", рассказывающие о героическом дрейфе "Седова", о стойкости и мужестве советских моряков, - неоднократно переиздавались и в свое время были включены Министерством просвещения РСФСР в перечень книг для обязательного чтения школьниками.
В 1954 году за роман "Путь на Трумань" К. С. Бадигин был принят в Союз писателей, стал профессиональным писателем. Его перу принадлежат исторические романы и повести, рассчитанные в основном на юного читателя: "Чужие паруса", "Секрет государственной важности", "На затонувшем корабле", "Кольцо великого магистра", "Корсары Ивана Грозного", "Кораблекрушение острова Надежды", "Ключи от заколдованного замка" и другие.
Во многих своих книгах, основываясь на быстром и уникальном историческом материале, Константин Сергеевич доказывает, и доказывает совершенно неоспоримо ту истину, что флот российский начинался за многие сотни лет до Петра Великого, что не высокомерные бритты и не бесстрашные норманы, а русские мореходы - поморы первыми положили начало ледовому мореплаванию, что именно они раньше всех моряков исследовали не только весь европейский Север с островами, расположенными в Северном Ледовитом океане, но и значительную часть побережья Сибири.
Бадигин много времени отдавал общественной работе. Именно он вместе с Леонидом Сергеевичем Соболевым создал комиссию по морской художественной литературе Союза писателей СССР. И до последнего своего дыхания был ее бессменным председателем. Под его руководством комиссия за короткий срок стала авторитетным рабочим органом Проведения СП СССР, объединившим всех писателей-маринистов нашей страны.
Бадигин много лет был членом бюро творческого объединения детских и юношеских писателей Московской писательской организации. Он был и инициатором издания в издательстве "Детская литература" ежегодного литературно-художественного морского сборника "Океан". Первый выпуск сборника увидел свет в 1972г. С тех пор "Океан" выходил под общей редакцией К. С. Бадигина. За эти годы сборник стал одной из любимых книг не только юношества, но и взрослых людей, профессиональных моряков. Смерть оборвала славный жизненный путь К. С. Бадигина, но "память о нем навсегда останется в наших сердцах.
Из фондов Новоспасского районного краеведческого музея.