Прошло 75 лет со дня трагической катастрофы, произошедшей в годы Великой Отечественной войны на территории Новоспасского района.
27 января 1944 года недалеко от села Суруловка потерпел катастрофу самолёт ТБ-3 бортовой № 272 1-го АОТК 8-ой ВА 4-го Украинского Фронта (ППД-Сызрань).
В тот день ТБ-3 летел по боевому курсу Сызрань - Мелитополь (шла подготовка к проведению фронтовой наступательной операции, известной в военной истории под названием Мелитопольская операция).
Проходя над лесным массивом, самолет потерпел катастрофу (причину установить не удалось). При падении самолет загорелся, погибли 14 человек: 7 офицеров, старшина и 6 сержантов.
По рассказам очевидцев, самолет шел над лесом и вдруг упал на поляну и загорелся.
Находившиеся на поляне жители села Суруловка, в испуге начали разбегаться, но услышав призывы о помощи, подошли к самолету и увидели среди погибшего экипажа одного летчика, который был ещё живой.
Они подобрали его и на телеге привезли в Суруловский сельсовет. Через час летчик умер.
Весь погибший экипаж самолета был доставлен в село и погребен на сельском погосте в братской могиле.
На могиле установлен памятник.
В братской могиле значится 15 летчиков, как указано на мемориальной доске, и, в том числе в списках Облвоенкомата, а похоронены 14 человек экипажа самолета ТБ-3, дислоцировавшегося на Сызранском аэродроме, 15й летчик был похоронен в другом месте..
В выписке из именного списка потерь летно-технического состава частей 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта за период с 1 по 10 марта 1944 г. значатся:
1-й отдельный авиатранспортный отряд тяжелых кораблей.
Погибли при катастрофе самолета ТБ-3 27 января 1944 г. Похоронены: Куйбышевская обл., с. Суруловка.
- капитан Анатольев Петр Васильевич, командир отряда, 1910 г.р. Призван Сталинским РВК г. Москвы в 1932 г. орден Красной звезды (18.09.1941): лейтенант, командир корабля 3 ТБАП, имеет 11 боевых вылетов ночью на ТБ-3, из них 5 с 20 по 31.08.1941 г. Действовал по ж.д. узлам, аэродромам, скоплениям танков и мотомехчастям противника. орден Красной звезды (21.02.1942): ст. лейтенант, командир отдельного авиационного отряда тяжелых кораблей Штаба ВВС ЮЗФ, 21 ночной боевой вылет по бомбежке аэродромов, ж.д. станций и живой силы противника. Неоднократно вылетал на самостоятельные боевые задания ночью в составе одного корабля по выброске в тылу противника парашютистов. В составе отдельной авиагруппы тяжелых кораблей в р-не Смоленска за один ночной налет уничтожено 56 самолетов противника, взорвано 3 эшелона и разрушено 3 здания. орден Красного Знамени (06.03.1943): капитан, командир 1-го отдельного авиатранспорного отряда 8-й Воздушной Армии. Имел личный налет на ТБ-3 433 ч, произвел 150 вылетов, перевезено боеприпасов 91 т, горючего 30 т, прочего груза военного значения 41 т, бойцов и командиров Красной Армии - 530. В составе отряда (4 ТБ-3) сделано 792 посадки по выполнению специальных заданий с налетом 1502 часа. Перевезено личного состава - 1672, груза 509,7 т: боеприпасов 144,3 т, горючего 133,6 т, прочего груза военного значения 2321,8 т. Работа производилась с ограниченных площадок.
- старший лейтенат Тырин Александр Федорович, командир корабля, 1914 г.р. Призван Ивановским (Петровским) РВК Ивановской обл. в 1935 г. (по спец.набору) орден Красной звезды (20.02.1942): л-т, командир корабля ТБ-3 отдельного авиационного отряда тяжелых кораблей штаба ВВС ЮЗФ. Участвовал в боях по освобождению Западной Белоруссии, в войне с белофиннами. На Западном фронте во время выполнения боевого задания самолет был подбит Ме-109 и загорелся. Рискуя жизнью, привел горящий самолет на свою территорию и спас экипаж, кроме двух человек, убитых снарядами. При этом сам имел ожоги III ст. лица, рук и ног, переломы ребер. Выполняет спец.задания по переброске грузов, боеприпасов к линии фронта. Имеет свыше 20 вылетов. орден Отечественной войны II ст. (14.05.1943): ст. л-т, командир корабля 1-го отдельного авиатранспортного отряда. С февраля 1942 г. на ТБ-3 совершил 190 успешных вылетов на спец.задания армии и фронта, налетал свыше 400 ч. Перевез на передовые площадки и базовые аэродромы ЮЗФ, Ст.Ф, ЮФ 165 т горючего, боеприпасов, авиатехимущества, переброшено 460 человек летно-технического состава.
- старший лейтенат Кононенко Андрей Игнатьевич, летчик, 1916 г.р. Призван Славянским РВК Сталинской обл.
- лейтенат Сергеев Григорий Иванович, штурман корабля (адъютант 1 САТО), 1913 г.р. Призван Хвалынским РВК Саратовской обл. в 1935 г. Орден Красного Знамени (17.03.1943): мл. л-т, воздушный стрелок - радист 1-го авиатранспортного отряда ВВС КА. Участвовал в освобождении Западной Украины и Белоруссии, войне с белофиннами. 29 ночных вылетов на Западном фронте в 3 ТБАП. При выполнении спецзаданий по выброске парашютных десантов в сентябре 1941 г. был сбит. В отряде летал за штурмана корабля, имел 189 вылетов на спец.задания по доставке боеприпасов, горючего и др. грузов на передовые площадки и базовые аэродромы. Общий налет 457 ч.
О лейтенате Сергееве Г.И. хочется сказать отдельно. В других источниках - числится в 678 транспортном авиаполку. Уроженец с. Свирино Новоспасского района Куйбышевской области. Возможно, знал лично Свирина П.И.. Погиб в каких-то полутора десятках километрах от родного села. Похоронен в г. Хвалынск Саратовской обл.
Вот такая, одна из трагических историй в летописи Великой Отечественной войны.
Несколько лет назад, на местном кладбище был обновлён памятник погибшим лётчикам.
На мемориальной доске памятника полный список погибших:
|