Трагическое ДТП с рейсовым автобусным маршрутом Сызрань - посёлок Красный, случившееся 29 января 2021 года, выявил не только тот факт, что отменённая осенью 2014 года электричка Сызрань - Кузнецк - Сызрань стала одним из факторов массовой гибели жителей Новоспасского района, но и в целом показало ухудшение транспортного обслуживания населения района, в том числе и автобусного.
К слову сказать, сейчас все в обсуждениях о восстановлении электропоездов упоминают только работу и учёбу в Сызрани. Но ведь той же электричкой можно было доехать и до райцентра и любого другого населённого пункта, расположенного по её пути. Вот об этом факте как - то подзабыли.
Но вернёмся к автобусному сообщению, которое, после отмены пригородного электропоезда, должно было взять на себя функцию по доставке людей на работу, учёбу и по другим надобностям в Новоспасское. Что же произошло на самом деле?
Ещё несколько лет назад на Новоспасском автовокзале можно было наблюдать вот такую картину: большое количество автобусных маршрутов внутрирайонного назначения, которые доезжали до самых удалённых сёл и деревень района. Сейчас вы этого просто не увидите. С каждым годом происходило сокращение маршрутов, их периодичность, а теперь и полное отсутствие автобусного сообщения с некоторыми населёнными пунктами.
Итак, по сообщениям жителей уже месяцами нет автобусов в Суруловку, Новое Томышево (между прочим, эти сёла входят в Новоспасское городское поселение), в Самайкино и другие. Даже со вторым по численности населения Красносельским сельским поселением всего 3 раза в неделю автобусное сообщение. И это в 21 веке! А ведь людям надо и в больницу, и в собес, и в паспортный стол, БТИ, да мало ли по каким другим делам, не говоря уже о работе.
Вот и получается, что людей вынуждают ездить на попутках и такси. А какие зарплаты для таких поездок должны быть, ну вот прикинем, если из Суруловки в один конец 150 рублей, и пусть даже при сменном графике 1/3, то выливается сумма в размере 2400 рублей! А те, кто работает 5 дней в неделю - 6000 рублей!
Да, есть служебные автобусы от предприятий (Старатели-Новоспасское, Проминвест), которые доставляют работников, но во-первых, не все заводы и предприятия имеют такие автобусы, во-вторых, не все сёла охвачены этими автобусами.
Было когда-то в Новоспасском большое пассажирское автопредприятие, которое обслуживало 5 районов области, сейчас это АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НОВОСПАССКАВТОТРАНС", которое превратилось по большей части в школьный гараж, так как основной вид деятельности - обслуживание школьных маршрутов района (дело безусловно нужное, но наверное не самое основное должно быть). Собственно даже с обслуживанием школьных маршрутов тоже бывали проблемы. Причины банальные - низкие зарплаты водителей, разрывной график работы, отсюда и нехватка водительского состава на внутрирайонные маршруты.
Частные автоперевозчики не решат эту проблему ввиду малой материальной базы: владельцы маршрутов имеют 1 или 2 автобуса, тот же трагический случай под Сызранью и подтвердил этот тезис, сейчас на маршруте Красный - Сызрань остался один автобус, и рейсы конечно сократились, красносельцы теперь вынуждены добираться попутками на работу и учёбу. Да главная цель любого частника - это прибыль, которую на внутрирайонных маршрутах в настоящее время вряд ли можно обеспечить.
В своё время портал предлагал администрации района варианты решения транспортной проблемы: пересмотр маршрутной сети (тут правда есть один важный момент - не со всеми селами есть асфальтовая дорога, например, Красный - Новое Томышево), восстановления именно муниципального АТП, возможность перехода на автобусы меньшей вместимости на отдельных маршрутах. В ответ было сказано: у нас есть специалисты, и мы делаем ставку на социальное такси. Но вряд ли реально социальное такси может стать достойной заменой обычному автобусному маршруту, ведь сейчас в районе всего один автомобиль Ларгус.
И тут мы снова возвращаемся к возобновлению электричек - как помощнице частичного решения проблемы автобусного сообщения сёл Свирино, Гаровского, Коптевки, Старого Томышево, Красносельска, Репьёвки.
Напомним руководящим господам района, что обеспечение транспортного обслуживания населения - это социальная задача, и здесь нельзя подходить только с одной позиции - рентабельности. Человеческая жизнь не считается только рентабельностью или у вассчитается?.