Губернатор Сергей Морозов подтвердил, что в текущем году на дороги области будет выделено свыше двух миллиардов рублей Георгий Кузнецов Протяженность только официально подсчитанных дорог нашей области - 12 тысяч километров, что равно почти трети длины экватора. Более четырехсот из них представители СМИ проехали позавчера в одном автобусе с заместителем председателя регионального правительства Вильданом Зиннуровым, и. о. министра промышленности и транспорта Олегом Гуляевым, директором ОГУ «Департамент автодорог» Сергеем Холтобиным, директором департамента транспорта и дорожного хозяйства минпрома Александром Тюриным, руководством подрядных организаций и других подразделений транспортной отрасли.
Началось своеобразное совещание длиною в семь часов и четыреста километров, разумеется, с нового моста. Строительство второго пускового комплекса, без которого невозможна полная интеграция моста в транспортную систему города, разбито на три этапа. Сначала будет построен выход на улицы Розы Люксембург и Юности (в этом году будет вырублена просека, проведены отсыпка полотна и вынос теплотрасс, в следующем - положена «дорожная одежда» и начато движение по новой развязке). На втором этапе (проектная документация проходит экспертизу, работы начнутся в следующем году) будет построена дорога с выходом на улицы Оренбургская и Врача Михайлова. И только после этого начнутся работы третьего этапа - открытие нижнего яруса моста и создание подъездных путей к нему. Впрочем, развивается мостовая развязка не только в направлении областного центра. От кольца в районе Северного поста ГИБДД и до Ишеевки будет расширена существующая дорога, с укладкой нового полотна и восстановлением освещения (последнее - личное указание губернатора). В следующем году то же самое произойдет и с дорогой от кольца до Лаишевки. После мостового блиц-совещания руководители дорожной службы области осмотрели ремонт моста через Свиягу на дороге «Казань - Буинск - Ульяновск» (на всех его 240 метрах меняют защитный слой и ремонтируют опоры) и двинулись дальше. Через Ульяновский, Тереньгульский, Новоспасский, Кузоватовский районы… Осматривая проблемные места, выявляя большие «минусы» и отмечая, пусть не часто, но встречающиеся «плюсы». К примеру, проехав два десятка километров по федеральной трассе М-5 «Москва - Челябинск», все имели возможность убедиться, что дороги регионального подчинения ничуть не худшего, а большей частью даже лучшего качества. Но вопросов, разумеется, все-таки было заметно больше, чем поводов для гордости. И далеко не все они лежат в плоскости качества дорожного покрытия. Так, жители разросшегося поселка Кукушки (Ульяновский район) бомбардируют все инстанции требованиями заасфальтировать съезд с трассы, стихийно возникший после роста поселения. Никто не против (правда, съезд проходит по землям сельскохозяйственного назначения, и для строительства необходимо сначала перевести землю в другую категорию), вопрос один - деньги. Встанет это удовольствие в сумму около одного миллиона рублей. Вильдан Зиннуров поинтересовался у главы района Владимира Журавлева, может ли местный бюджет влиться половиной суммы? Выяснилось, нет. И вместе с тем выяснилось, что в Кукушках официально прописаны (и платят какие-никакие налоги) всего шестнадцать человек, а из шести десятков немаленьких и небедных домов зарегистрировано (и так же облагается налогами) не больше трети… Остальные, документально «мифические», кукушкинцы требуют себе новую дорогу… Или вопрос проезда через Троицкий лес в Кузоватовском районе. На добром десятке километров деревья вплотную обступают дорогу, полностью перекрывая обзор водителям на каждом повороте. Как образно выразился руководитель местного подразделения «Автодора» Михаил Шихов, здесь каждое дерево - убийца. Образность, увы, подтверждается статистикой аварий с летальными исходами. При этом, поскольку данный лесной массив относится к лесам первой категории, вырубку категорически запрещает природоохранная прокуратура. И хотя Сергей Холтобин несколько раз за поездку заверял, что «железно» знает: на расстоянии метра от дорожного основания вся земля находится в ведении дорожной сферы и на ней ее представители могут делать все, что захотят, точка зрения надзорного органа осталась прежней. Метр - метром, но дорожному хозяйству области принадлежат и стоянки отдыха вдоль трасс регионального подчинения. Вильдана Зиннурова заинтересовал вопрос, когда на них будет наведен порядок? Выяснилось, что в меру сил и имеющихся средств уделяется внимание и им. Более того, в ближайших планах департамента автодорог - установка на всех стоянках, а также автобусных остановках и развязках контейнеров для мусора, а на дорогах - указателей расстояния до ближайшего контейнера. Не проработан пока только вопрос вывоза из них мусора, но, как заверили Сергей Холтобин и Александр Тюрин, варианты рассматриваются. Возвращаясь же к собственно качеству дорог, все участники поездки единодушны в одном: для нормального содержания автотрасс необходимо возрождение дорожного фонда. Такие фонды (федеральный и региональные) существовали с 1991 по 2001 годы. Складывались они из налогов на реализацию горюче-смазочных материалов, на пользователей автодорог, с владельцев транспортных средств, на приобретение автотранспортных средств. По свидетельству Владимира Трибунского, руководившего в свое время Ульяновским дорожным фондом, его размеры в 90-х иногда превышали параметры регионального бюджета. Только благодаря этому и стало возможным строительство полутора десятков новых мостов и нескольких сотен километров новых дорог. Тему эту неоднократно поднимал на совещаниях у президента РФ губернатор Сергей Морозов. По словам Вильдана Зиннурова, к ней же не раз обращались и главы других регионов. В целом правительство страны понимает необходимость возрождения дорожных фондов. Против только… Минфин. Так что пока остается надеяться на собственные силы. Завершая мероприятия дня, губернатор Сергей Морозов подтвердил, что в текущем году на дороги области будет выделено свыше двух миллиардов рублей. Работы начнутся уже в июле, и основной упор будет сделан на улицы областного центра. Кроме замены дорожного полотна, полностью выложат тротуарной плиткой улицу Гончарова (вместе с дорожкой, проходящей по скверу) и улицы Ленина и Кузнецова (на участках между улицами Советская и Гончарова). Также начнутся работы по полной замене в городе бордюрного камня (программа рассчитана на пять лет). Полностью собираются обновить и асфальт на старом мосту, для чего - предупреждаем ульяновцев! - ориентировочно в середине лета он будет закрыт на несколько недель.
В тот же день премьер Владимир Путин провел совещание по вопросу «Об организации устойчивого финансового обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования», в ходе которого было принято решение о необходимости дорожных фондов. Вполне возможно, что федеральный фонд возобновит свою деятельность уже со следующего года. Формироваться он будет из бюджетных средств (в тех же объемах, что выделяются на строительство и ремонт дорог сейчас) и из новых налогов и сборов, которые появятся в ближайшие годы. К последним, вероятно, в первую очередь следует отнести акцизы на бензин и сбор с многотоннажных автомобилей грузоподъёмностью свыше 12 тонн.