Когда в разговоре со знакомыми я обмолвился, что еду в гости к нефтяникам, народ удивленно вскинул брови: «В Объединенные Арабские Эмираты? Или в Сибирь?». Пришлось объяснять, что «черное золото» добывают прямо в нашем регионе, а конкретно — в Новоспасском районе.
Так уж вышло: о том, что Ульяновская область — нефтеносный регион, большинство симбирян и слыхом не слыхивали. А между тем нефть здесь была обнаружена еще в 30-е годы XVIII века. Тогда были добыты первые образцы, однако разработки были вынуждены ждать своего часа более двух столетий.
Столб дыма
Для многих обывателей нефтяное месторождение — это непременно бьющие из-под земли струи «черного золота», чумазые рабочие и целые лужи разлитой нефти. На деле такая ситуация была бы аварийной и могла привести к весьма нежелательным последствиям. Хотя, справедливости ради, именно небольшая катастрофа и способствовала тому, что в Ульяновской области началась нефтедобыча.
Первый промышленный приток был получен у нас в 1949 году в Николаевском районе. Затем были открыты сразу ряд месторождений — Новоспасское, Голодяевское, Варваровское, Новотомышевское, Репьевское и Славкинское. Но оказалось, что запасов нефти у нас маловато, и о проекте забыли почти на три десятилетия. Пока не вмешался случай.
Скважина №3 Новоспасского месторождения была законсервирована, но на поверхности осталось много нефти. Среди местных жителей нашлись те, кто рискнул поджечь тягучую жидкость. В итоге начался сильный пожар, вода под нефтью вскипела, в небо взвились водно-нефтяные фонтаны. Столб черного дыма поднялся на большую высоту и был виден за десятки километров. Прибывшая из Москвы комиссия постановила, что нефть в Новоспаском добывать можно и нужно.
Нефтяной шприц
Недавно отметившее свое 40-летие ОАО «Ульяновск-нефть» (дочернее предприятие ПАО НК «РуссНефть») разрабатывает сегодня 33 месторождения на территории Ульяновской и Пензенской областей. За прошлый год компанией добыто 774 тысячи тонн нефти, введены в эксплуатацию четыре новые скважины.
В нашем регионе месторождения так называемой Северной группы расположены в Мелекесском, Чердаклинском и Новомалыклинском районах. На юге нефть добывают в Новоспасском, Николаевском и Радищевском районах.
Работа скважины №7 Новоспасского района, которую нам показали в ходе тура, лично мне напомнила откачку жидкости из закрытой емкости при помощи шприца. Как объяснили сотрудники фирмы, так оно, по сути, и есть — «черное золото» находится в природном резервуаре, скрытом под толщей земли, и добывают ее при помощи глубинного насоса. Процесс полностью закрытый — нефть сразу поступает в емкость, так что даже характерного запаха почти не ощущается. Вся установка полностью автоматизирована — присутствие рабочих не требуется.
«От машины к машине»
Несмотря на отсутствие на объекте сотрудников, контроль за работой скважины №7, как и всех остальных объектов нефтяной отрасли, осуществляется постоянно.
Одна из новинок, опробованных здесь, — технология обмена информацией между устройствами через мобильную сеть М2М («machine-to-machine»). Система значительно упрощает управление оборудованием, предотвращает внештатные ситуации и перерасход средств на связь между вашими устройствами. Благодаря М2М-техно-логии обеспечивается автоматизация работы скважин, контролируется работа автотранспорта и осуществляется учет потребляемой электроэнергии. Что ж, мы поистине живем в век высоких технологий!
На прощание гостеприимные нефтяники подарили каждому участнику пресс-тура бутылочку с настоящей товарной нефтью — «черным золотом» Ульяновской области.
Даниил Старков |