Цены - под контроль. Общественный
За высокие цены владельцев торговых точек вызовут «на ковёр» и в суд. Одна из самых острых тем, которые существуют в текущей жизни, да и вообще в быту, это цены. За прошлый месяц цены серьезно выросли. Не будем нашим читателям об этом напоминать. Они и сами ходят в магазины. Цены растут. Назовем гречку как самый яркий пример того, что не только растут цены, но иногда и пропадают товары, а потом появляются опять в торговле по более высоким ценам. В то же время, по заверениям специалистов отдела развития торговли и мониторинга ценообразования министерства сельского хозяйства Ульяновской области, ситуация в регионе далека от драматической, так как продовольственных запасов в Ульяновске в несколько раз выше допустимого уровня обеспеченности. «Это безобразие», - говорят руководители страны. «Это безобразие», - совершенно справедливо повторяют за ними руководители города. «Это безобразие», - повторяют граждане. В первую очередь то, что происходит, отражается на гражданах. Поэтому было бы вполне логично, чтобы не только государство, город, то есть власти, озаботились этой темой, но и простые люди имели возможность контролировать динамику цен, как говорят экономисты в таких случаях. То есть контроль над ценами должен быть со стороны людей, со стороны общества. Возможен ли общественный контроль над ценами? Сегодня у общества нет никаких рычагов для обуздания нездорового аппетита подобных представителей бизнеса. Однако возможность проведения общественного контроля никто не отменял. Выход - в усилении общественного контроля за работой торговых предприятий. В первую очередь необходимо проводить мониторинг цен, что уже и делают общественные организации Ульяновска, в состав которых вошли представители общественной палаты Ульяновской области, регионального совета ветеранов войны и труда, нескольких политических партий и местного минсельхоза. В отличие от официальных органов власти, они не связаны никакими ограничениями и могут проводить регулярные проверки по соблюдению прав потребителей. - Речь идет, в первую очередь, не о проверках. Здесь речь идет о мониторинге цен, - поясняет консультант отдела развития торговли и мониторинга ценообразования министерства сельского хозяйства области Лидия Калашникова. - Почему одной из задач общественного контроля является мониторинг цен в дорогих торговых сетях? Чтобы было понимание дисбаланса цен. Надо выявить те недобросовестные организации, которые пользуются этой ситуацией, сеют панику. Очередной рейд по магазинам Железнодорожного района, на который «УП» отправилась вместе с общественниками, показал: при росте цен идет еще и сокращение ассортимента. А иногда идет скрытое повышение цены за счет изменения упаковки, например, делают упаковку 900 граммов, а продают по цене одного килограмма. Под пристальным вниманием участников «общественного контроля» - цены на привозную продукцию, которые зачастую бьют все рекорды. При этом магазины не спешат реализовывать товары местных производителей. Почему? Ответить на этот вопрос могут не многие руководители торговых точек. Самый частый вариант ответа: «Мы с ними никогда не работали». И, кстати, если продукт недорогой (мука - 17 р. 15 коп. за килограмм), то его не всегда можно отыскать на прилавке. То же касается и сахара. А кое-где нет всем полюбившейся гречки - ни дорогой, ни дешёвой. - Нам её не привозят уже второй месяц - рассказывает директор небольшого магазина в Железнодорожном районе. - Объясняют это тем, что вся крупа расходится по торговым сетям, а на небольшие магазины её уже не остаётся. Помните, была такая же ситуация с солью?.. Потом люди несли ее обратно в магазин, хотели сдать - были и такие случаи. Как общество, как потребитель, мы очень внушаемы. Нам скажут, что если была засуха, значит, должен быть рост цен на все, что сделано из зерна, и мы в это верим. Это маркетинговые провокации, которые совершались в России далеко не в первый раз. Нужен кто-то из общественной структуры, кто бы вышел и спокойно все разъяснил. Это сделал Президент, который сказал, что у нас вполне достаточно еды, что непонятно, почему возник такой ажиотаж, что в этом, вероятно, виноваты те или иные люди. Это пришлось разъяснять Президенту, но люди это сами себе должны разъяснять через общественные организации - подобно той, что родилась под эгидой Минсельхоза. По итогам «правдинского» объезда стал очевиден еще один факт: высокая цена - отнюдь не всегда прихоть продавцов. Зачастую цены накручивают и оптовики, и сами производители. Так, в одном из магазинов был зафиксирован ценовой максимум за килограмм гречки - 73 р. 30 коп, между тем проверка накладных показала, что наценка на все крупы здесь вполне разумная - не более 20 процентов. Такая же история с ценами на куриные яйца. Как стало известно «УП», две недели назад все птицефабрики области снизили стоимость десятка отборных яиц до 28 рублей, однако до сих пор оптовики привозят их в магазины по старым ценам. - Сегодня местные органы власти, с одной стороны, не имеют права контролировать, как и влиять на ситуацию на потребительском рынке, но, с другой стороны, несут ответственность за обеспечение жителей всеми необходимыми продуктами питания. Кроме того, ослабление контрольных функций государства крайне негативно сказалось на общей атмосфере на потребрынке. Бизнес воспринял это как возможность работать недобросовестно. Нарушения на потребрынке стали массовыми. Поэтому проект «Общественный контроль» будет отслеживать не только завышение цен, но и другие нарушения - правила безопасности, и даже такие, как соблюдение сроков годности, - пояснила Лидия Калашникова. Несмотря на то, что в арсенале участников «общественного контроля» не так много рычагов воздействия: (проводить мониторинги, приглашать «провинившихся» «на ковер» к директору департамента торговли и лицензирования министерства сельского хозяйства Ульяновской области Марине Ерусовой, подавать иски в суд), у «общественников» уже есть и первые результаты. В одной торговой точке уже расширили ассортимент хлебобулочных изделий ульяновского производства, в другой дали обещание связаться с поставщиками местной муки, а в третьей пересматривают размер наценок на крупы. К слову, объезд показал и ряд положительных моментов: в большинстве магазинов наценка на хлебобулочную продукцию не превышает 6-и процентов, в ходе рейда был найден ценовой минимум на крупу - 19 р. 30 коп. за пшено высшего сорта. А в одной из торговых точек поддержали областную инициативу по снижению цен на социально значимую продукцию и на целый ряд товаров установили 10-процентную скидку для пенсионеров. ДОСЛОВНО Сергей Ермаков, председатель общественной палаты Ульяновской области: - Мы на деле увидели, как с помощью торговой наценки можно регулировать стоимость продуктов. В одном из магазинов, где мы побывали, она составила 12-13 процентов (я беру социально значимые товары). А вот в другом, относящемся к крупной торговой сети, - 14-17 процентов. Нам объяснили, что такую надбавку установила Москва. Однако директор магазина пообещал урегулировать ситуацию, пригласил приехать к ним через неделю. Такие рейды нужны для того, чтобы чувствовать ситуацию и сохранить стабильность в ценах. Мы намерены проводить их три раза в неделю. Алексей Бинеман, депутат Ульяновской городской думы: - Такие проверки не только полезны в информационном плане, они еще имеют определенное психологическое воздействие. Владельцы некоторых магазинов, зная о «народном контроле», не рискуют резко поднимать цены.
Анастасия Ерёмина, Надя Акулова «Ульяновская правда»
|