Губит лес коррупция
Хищническую вырубку леса в Новоспасском районе, очевидно, не пресекают ни власти, ни правоохранительные органы. Почему так происходит, и на кого ляжет ответственность за гибель сотен гектаров лесных массивов? История началась в апреле 2010 года, когда некое ООО выиграло тендер и заключило с Министерством лесного хозяйства области договор аренды 23-х с половиной тысяч гектаров леса – территории бывшего Канадейского лесничества. Началась разработка-вырубка и восстановление – как положено по закону.
Всё изменилось в сентябре того же года, когда в лесу случился большой пожар. Пламя бушевало более семи суток, под угрозой оказались сёла Монастырский и Троицкий Сунгур, нефтепровод и склады взрывчатых веществ в рабочем посёлке Новоспасское. Лишь благодаря вмешательству пожарной авиации удалось избежать катастрофы. Кстати, причины пожара так и остались невыясненными, а по району ходили упорные слухи, что это был поджог… Тем временем, несмотря на то, что, согласно обследованию МЧС, огнём было охвачено более 17 000 гектаров леса, глава района Александр Вражнов отчитался, что пострадало лишь 1 600 га. И получил медаль «За отвагу на пожаре»… В июне 2011 года руководитель ООО, арендующего лесные угодья, Пётр Сыров был неожиданно отправлен в отставку, и на его место назначен другой человек – Менир Мустакаев.
С того периода арендная плата в бюджет поступать перестала а об уходе за лесом и думать забыли – ни восстановительных работ ни очистки от мусора. Зато, видимо началась сплошная вырубка, при чём валили здоровый зелёный лес обгоревшие деревья не трогали и они гнили на корню. По дорогам потянулись лесовозы с ценной сосной в Ульяновск, Димитровград, Саратов, Сызрань. По самым скромным подсчётам, за год вывезли древесины более чем на 200 миллионов рублей. - Без декларации на вывоз леса, видимо, оформлялись задним числом, – объяснил Пётр Сыров. – Был случай, 31 декабря сотрудники ГИБДД задержали лесовоз, документов у водителя на руках не оказалось. Тем не менее, полицейские машину отпустили. А потом, откуда ни возьмись, появилась декларация, оформленная якобы ещё 2 декабря. Причём, согласно документам, машина везла дрова по цене 6 рублей за кубометр, а в кузове был хороший лес, который стоит минимум 200 рублей за куб. Сам Пётр Николаевич трижды пытался восстановиться в должности, чтобы прекратить это безобразие, каждый раз выигрывал суд, но уже на следующий день вновь оказывался безработным. Многочисленные обращения Сырова в местное УВД ни к чему не привели. По его словам, стражи порядка объясняли своё нежелание заниматься расследованием нехваткой техники и сотрудников. Однако, когда 3 декабря 2011 года неизвестный позвонил и сообщил полицейским, что Сыров якобы сам рубит лес на чужой территории, на делянку к Петру Николаевичу немедленно прибыла целая опергруппа. Несмотря на канун выборов, нашлись и люди, и средства. - Мою технику арестовали, и я два месяца вынужден был доказывать, что арендую этот участок по закону и работаю легально, – рассказал Пётр Сыров. Зато на лесозаготовки ООО под руководством Мустакаева местные власти и правоохранители глаза упорно закрывали. К делу вынуждена была подключиться прокуратура. Но и она натолкнулась на противодействие чиновников и полиции. По словам прокурора района Василия Виляева, местное полицейское руководство десять (!) раз отказывалось возбуждать уголовное дело против лесозаготовителей. Только после обращения в УВД области осенью прошлого года всё же было заведено четыре уголовных дела по акту незаконных вырубок. Однако расследования идут ни шатко ни валко, а сейчас и вовсе приостановлены. - Надеемся всё же довести дела до суда и призвать виновных к ответу, – говорит Василий Виляев. – Нам уже стыдно перед людьми, которые звонят и жалуются, что богатство района утекаете никуда… Наступивший 2012 год должен был окончательно поставить точку в этом деле: руководитель арендующего лес ООО Менир Мустакаев не предоставил в Министерство лесного хозяйства области проект освоения лесов, и с 1 января фирме письмом заместителя министра лесного хозяйства области Льва Павлова запретили какие-либо рубки. А 6 марта глава района Александр Вражнов «попросил» Мустакаева с должности.
Новый руководитель ООО Виктор Севастьянов направил проект в минлесхоз области и начал проверку финансовых документов фирмы, в ходе которой открылись любопытнейшие факты. Так, выяснилось, что прежнее руководство, получая деньги за выписанный лес, не вносило их в кассу предприятия. А вместо приходных ордеров в кассе оказались договора на выполнение работ по благоустройству дорог, родников, и лесосек покупателями леса. Сейчас руководство фирмы готовит материалы для аудиторской проверки. Да и вывоз леса, судя по всему, не прекратился. Как объяснила инженер по охране и защите леса ГУК «Новоспасский лесхоз» Надежда Мерзлякова, последний раз они совместно с ГИБДД задержали лесовоз 10 марта. В кузове «КАМАЗа» оказалось 12 кубометров древесины. И вновь та же история: «всплыла» оформленная задним числом декларация, и грузовик проследовал дальше. Так что не исключено, что и запрет минлесхоза не стал табу для учредителей фирмы. И рубки, вероятно, продолжаются по сей день. В самом деле, чего им бояться? Как объяснил прокурор района Василий Виляев, подобные преступления караются штрафом до 200 тысяч рублей – при тех прибылях, которые имеют лесозаготовители, сумма незначительная – либо исправительными работами (ст. 260 УК РФ).
Люди сокрушаются, что при таком подходе дарами природы могут практически безнаказанно пользоваться проходимцы и мошенники. Алея, меж тем, тает на глазах.
По словам одного из местных лесоводов, чтобы восстановить ущерб, причинённый неконтролируемыми вырубками за один только год, потребуется не менее 35 лет…
Молодёжная газета |