На два года — с 1 января 2017 года на 2019 — перенесено введение «мусорной реформы»: внесения поправок в закон «Об отходах производства и потребления», которые подразумевают переход регионов на новую систему организации сбора, транспортировки, обработки и утилизации мусора. Ульяновская область вошла в число субъектов, утвердивших схему обращения с отходами. На сегодняшний день она состоит из трех зон: это правобережная часть региона, левобережье, а также Димитровград с Мелекесским и Новомалыклинским районами. Однако в схему могут быть внесены изменения: глава Новопасского района Александр Вражнов, которому по информации источника аффилировано ООО «Симбирская экологическая компания» (один из претендентов на статус регионального оператора), предложил выделить в схеме дополнительную четвертую зону: несколько южных районов, мусор с которых будут вывозить на строящийся полигон на окраине Новоспасского.
Депутат Госдумы от Ульяновской области Алексей Куринный утверждает, что переход к новой системе утилизации приведёт к росту стоимости услуги на 40-200%. Председатель комитета ЗСО по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев в свою очередь предстоящий рост тарифа не отрицает, но при этом считает, что «он не будет столь высоким»:
«У нас существуют претензии к методике расчета норматива накопления, от которого будет зависеть стоимость услуги. К единому решению мы пока не пришли. Норматив рассчитывается по методике специальных замеров. Возник спор по его применению: те, кто хотел ускорить процесс, — посчитали методику нормальной, те, кто хотел оттянуть процесс, — указали на необходимость применения той методики, которая указана в постановлении департамента цен и тарифов. Не знаю, откуда у Куринного данные о таком росте. Единственное уверен, что он (рост, — прим.ред.) будет, об этом говорили наши эксперты. Во-первых, другая система налогооблажения, во-вторых, предприниматели включают кучу всяких расходов, пытаясь повесить их на потребителя: это и зарплаты, и подряды, и свои люди и тд. Региональный департамент цен и тарифов серьезно «щипает» операторов по договорам, которые влияют на стоимость услуги. Запрашиваются документы о производственных линиях, помещениях, договорах аренды и т.д. Департамент все эти вещи анализирует, смотрит, подтверждаются ли расходы оператора объективно и документально. Другое дело — все ли влияния на цены департамент может оценить в силу своих полномочий».
Как сообщалось выше, сейчас территориальная схема обращения с отходами состоит из трех зон, однако документ скорее всего претерпит изменения: глава Новоспасского района Алексей Вражнов предложил выделить четвертую зону, включив в неё южные районы. Аргумент — вывоз мусора на новоспасский полигон обойдется дешевле доставки ТКО в Баратаевку.
Отметим, что на сегодняшний день документация по выбору оператора в регионе ещё не принята. Среди возможных претендентов, которые обоснуются на мусорном рынке как минимум на 10 лет, называются компания «ЦЭТ» (правобережная зона), напрямую связанные или аффилированные депутатам ульяновской гордумы фирмы Александра Бударина, Руслана Сеюкова (левобережные зоны) и тандема главы Новоспасского района Александра Вражнова и бизнесмена Сергея Куркова.
В плюсах перехода регионов на новую «мусорную реформу» глава регионального Росприроднадзора Александр Каплин видит введение ответственности операторов за несанкционированные свалки:
«Если регион готов, то могут переходить сегодня. Тариф скорее всего вырастит, но взамен население получит хозяина каждой несанкционированной свалки, с которого можно будет спросить за ее появление или неисчезновение в разумные сроки. Да и смысла нести мусор к оврагу, в лес или на луг не будет, если человек сознательный сам уже за его вывоз заплатит, а с несознательного принудительно плату взыщут».
Ольга Турковская |