Рынки лихорадит, логистические цепочки рвутся, партнеры уходят. Сейчас это, пожалуй, главные новости после геополитики. Очень чувствительный аспект - цены на полках магазинов. Что с ними будет, готовы ответить не все производители.
Генеральный директор животноводческого комплекса «Агро-Нептун» в селе Троицкий Сунгур Марат Аббозов пока точно сказать не может про цену своей продукции на полках магазинов, но уверяет, что она там точно будет. С мясом проблем не будет, как и с молоком. Но без сложностей не обойдется.
Основной проблемой для животноводства в период санкций является практически полная зависимость сферы от импортного оборудования, кормов и технологий. Радикальные эксперты, немного утрируя ситуацию, заявляют о том, что в отечественных продуктах российского производства остались только воздух и работник. Новоспасское хозяйство «Агро-Нептун» - не исключение. В последние три года этот животноводческий комплекс считается едва ли не эталонным среди ульяновских животноводов. Высокопродуктивные коровы голштинской породы здесь ходят с электронными ошейниками, с помощью которых считывается практически вся информация о них и передается на приложения. Животные спят на подстилке из высушенного с помощью сепаратора навоза. Те 40 тонн молока, что получают здесь ежедневно, буренки дают с помощью сложной системы, отбраковывающей некондиционное молоко. Но вот загвоздка - практически все это иностранное. Сами коровы, семенной материал для них и часть оборудования закупались в Нидерландах. Другое оснащение было немецким. И так почти по всем компонентам.
Казалось бы, что именно сейчас отличный плацдарм развития животноводства на волне импортозамещения, но, к сожалению, ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы полностью перевести всю отрасль в рамках политики импортозамещения на отечественные аналоги, потребуется не один десяток лет режима санкций. На данный момент отечественный производитель просто не способен полностью заменить иностранных поставщиков, убежден Марат Аббозов.
- Заменить голштинов, особенно сразу, вряд ли получится. Это коровы - чемпионы по продуктивности. Но в России уже есть племрепродукторы, которые работают над созданием своего генетического потенциала. Например, я знаю, что в Удмуртии работают именно с материалом голштинской породы. Но я думаю, что полностью рынок все равно не закроется. Это же выстрел себе в ногу.
- Сейчас время вызовов! Мы могли бы закупать породистых коров и семенной материал в России, если бы он был. Но его попросту не было. Практически вся селекционная наука, что развивалась в советское время, затем была разрушена, - говорит эксперт. - Хотя это и возможность что-то сделать самим. И мы сейчас над этим думаем. Я знаю отечественные предприятия, которые с большой вероятностью заполнят эту нишу. Да, на это потребуется время, потому что все должно сначала устаканиться. Мне кажется, продовольственная безопасность должна быть вне политики.
- Марат Хасанович, как вы считаете, с оборудованием все-таки могут возникнуть трудности?
- Из Израиля мне партнеры позвонили через пять минут после выступления президента Путина и сказали, что готовы продолжать сотрудничество, главное, чтобы у нас было желание. Но есть и обратные примеры. У нас уже была проплачена сеялка от шведской компании, но власти Швеции повлияли на производителей - и те отказались нам ее поставлять. Деньги, конечно, вернули. А мы приобрели сеялку в другом месте, не хуже.
Например, у нас есть немецкое оборудование для кормления. Но в Удмуртии, в Свердловской области выпускается оборудование для коровников, которое можно ставить и с ним работать. При этом оно процентов на 20 - 25 дешевле. Качество у него в целом приятное, но пока немного уступает европейскому. Хотя я думаю, что его подтянут. Кстати, мы еще в прошлом году поставили своего рода эксперимент и построили один из корпусов полностью с использованием российских материалов.
Эксперт отмечает, что при этом некоторые сегменты отечественный производитель не способен восполнить. Если кормозаготовительную технику, а именно - дисковые косилки, силосоуборочные комбайны и прочее оборудование в России производить научились, то производство кормов и добавок в нынешней ситуации очень проблематично.
- У нас специфика производства такая, что запас основных кормов мы делаем на полтора года. Покупных кормов - да, на три-четыре месяца. Если за это время ситуация не изменится, конечно, придется что-то думать. Особенно это касается премиксов, минерально-витаминных добавок, которых нет в России. Как-то будем выходить из положения.
Тем не менее многие специалисты сходятся во мнении, что антироссийские санкции смогут дать ощутимый толчок к развитию животноводства в России за счет скрытых резервов. Единственным обязательным условием данного развития называется помощь правительства. В современных условиях банковского кризиса без помощи государства в виде субсидий и кредитов на льготных условиях рост и развитие практически любой отрасли априори невозможно. Правительство РФ на данный момент уже выделило миллиарды рублей на развитие животноводства и готовит новые программы поддержки отечественного производителя в этом сложном секторе экономики.
Народная газета |