Жители хороших домов заплатят за капремонт плохих домов Капитальный ремонт жилья будут оплачивать граждане, в том числе и те, кто живет в домах, в ремонте не нуждающихся, — такое предложение правительства рассматривает сейчас Госдума.
Правительство согласовало внесенный в Госдуму законопроект о региональных системах капитального ремонта многоквартирных домов, сообщила директор департамента Минрегиона Ирина Булгакова.
Документ внесла группа депутатов во главе с зампредом думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Еленой Николаевой («Единая Россия»), но писали его Минрегион и фонд ЖКХ, знает федеральный чиновник.
Первая версия законопроекта появилась еще в 2010 г., продолжает он, а вносить решили через депутатов, потому что тогда не нужно согласовывать документ на межведомственном уровне.
По закону о приватизации жилого фонда государство должно отремонтировать дома, которые были переданы новым собственникам в ненадлежащем состоянии.
Законопроект Николаевой предлагает эту норму исключить: в каждом регионе появится система финансирования капремонта жилого фонда, основанная на платежах собственников квартир, а для этого региональным властям предстоит принять соответствующий закон.
Общие требования к системам определит федеральное правительство. Размер платежа установят муниципальные власти, а предел — региональные: платеж может и на 100% покрывать затраты на капремонт, следует из законопроекта. По данным фонда ЖКХ, площадь многоквартирного фонда в России — около 2,8 млрд кв. м, большая его часть нуждается в ремонте. Если собственники будут копить на ремонт, у них уйдет минимум 20 лет, считает Николаева, поэтому планируется, что система финансирования будет смешанной: накопления собственников не требующих ремонта домов перебрасываются на ремонт старых — при формальном сохранении на учетном счете сбережений, плюс софинансирование от регионов и муниципалитетов. Риска потери сбережений нет, уверяет депутат: их гарантирует региональный и муниципальный бюджеты. Такая система позволит не откладывать ремонт домов, находящихся в плохом состоянии, объясняет федеральный чиновник: «Взять денег у одних, чтобы помочь другим, пообещав первым, что они свое получат позже, — система не идеальна, но в федеральном бюджете денег на это с 2013 г., скорее всего, не будет». Похоже на финансовую пирамиду, считает председатель думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская («Справедливая Россия»). Она против законопроекта, но в Думе у «Единой России» большинство. Какие дома нужно ремонтировать немедленно, какие позже — решат муниципальные власти, которых законопроект предлагает наделить правом ежегодно утверждать программы капитального ремонта. Без включения в эту программу собственники не смогут потратить накопления на ремонт своего дома. Деньги граждан, а управлять ими будут муниципальные власти, недовольна Хованская: «В большинстве случаев все расходы понесут добропорядочные собственники — и без гарантии, что их дом отремонтируют вовремя». Дома будут приниматься в новую систему по умолчанию сразу после вступления в силу регионального закона. Решением ТСЖ из системы разрешается выйти, но тогда дом может остаться без софинансирования капремонта со стороны государства, следует из законопроекта. Вступившие в систему собственники не смогут потратить сбережения, на что захотят, а будут вынуждены следовать нормативам, сетует Хованская. Первое чтение возможно в мае, говорит Николаева, вступить в силу закон может с 2013 г. Треть регионов в 2013 г. примут собственные законы о системах финансирования капремонта, со временем это сделают все, полагает чиновник Минрегиона.
Вице-губернатору Калужской области Максиму Акимову идея не нравится: «Передали управление жилым фондом частным УК — и что вышло? В области 40 УК, которые убеждают граждан выбрать именно их, потом получают деньги и ничего не делают». Без федерального бюджета проблему ЖКХ не решить — это многомиллиардные инвестиции, которые собственники и регионы не потянут, уверен Акимов.
К ремонту домов нужно подключать банки, которые сейчас практически не кредитуют ТСЖ и УК, считает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев: по примеру Эстонии можно создать агентство, которое будет поручителем по таким кредитам, предварительно оценивая платежеспособность ТСЖ и УК. Законопроект позволяет регионам избрать такую модель, но банки кредитуют нехотя даже строительный бизнес, говорит Николаева. Если вводить обязательные накопления, то только на номинальных счетах ТСЖ или УК, советует Гордеев, это защитит накопления от недобропорядочных УК или при банкротстве ТСЖ.
Ведомости |