В продолжении дискуссии о ЖКХ представляю статистические данные по росту тарифов ЖКХ, инфляции, и доле ЖКХ в расходах населения России. Все данные взяты из открытых источников.
Рост тарифов ЖКХ и инфляции
Как видно из таблицы за 12 лет, рост тарифов ЖХК превышал инфляцию. При этом, в отдельные годы тарифы росли в 2 и более раз по сравнению с инфляцией! Замедление роста тарифов ЖКХ произошло в 2013 - 2015 г.г., но это и понятно, начался кризис и реальные доходы населения стали падать.
За 2000–2010 г.г. тарифы на электроэнергию увеличились на 86%, на теплоэнергию – на 57%, на сетевой газ – на 139%, а на услуги ЖКХ – на 531% (!!!). Выросла ли, в 5,3 раза, за эти годы у Вас зарплата?
Таким образом, за эти 10 лет доля стоимости полных услуг ЖКХ в средней зарплате, трудовой пенсии и душевом доходе возросла более чем в два раза.
Куда же "уходили" эти деньги, если сейчас ЖКХ напоминает разбитое корыто? Сложный вопрос.
Смотрим, а что нам обещали за эти годы:
Год
|
Что обещали?
|
2000
|
Выдвинута «программа Грефа», предусматривающая внедрение рыночных отношений в ЖКХ
|
2001
|
Путин призвал к принятию антисоциального жилищного кодекса
|
2002
|
Путин обещает догнать и перегнать Португалию
|
2003
|
Путин обещает удвоить ВВП
|
2004
|
Путин обещает, что в 2010 году треть россиян смогут купить квартиру
|
2005
|
Путин обещал нацпроект «доступное жильё»
|
2006
|
Началось внедрение жилищного кодекса в действие (ТСЖизация и т.п.)
|
2007
|
«Единая Россия» обещала «план Путина»
|
2008
|
Нам обещали: «в 2020 году всё будет хорошо», «кризис нас не коснётся»
|
Что предлагают ученые
Валерий Овсейчк, д.э.н., профессор, заслуженный энергетик:
Основная причина нынешнего роста тарифов, в том числе на услуги ЖКХ, – существующая в России система регулирования тарифов на услуги естественных монополий, которая устарела и не соответствует современным реалиям. Ее необходимо изменить, в частности, предпринять следующие шаги:
- приостановить (отменить) существующую систему ежегодного установления тарифов на услуги естественных монополий;
- перейти на персонифицированное установление тарифов на услуги естественных монополий не чаще 1 раза в 3–5 лет, как это делается в развитых странах;
- установить право субъектов естественных монополий обращаться в любое время в регулирующий орган для пересмотра тарифа при дефиците валовой выручки не менее 5–10%;
- заморозить на ближайшие 2 года рост тарифов на услуги естественных монополий и одновременно установить на этот же срок новый порядок финансирования регулируемых организаций в случае недостатка средств на нормальное функционирование;
- регулируемые организации при недостатке средств (убытках) по итогам отчетного года в размере 5–10%, после тщательной независимой аудиторской и экспертной проверки расчетов по обоснованию деятельности организации, должны представлять материалы в орган государственного регулирования на согласование, под гарантию которого, после проверки кредитором обоснованности расходов и платежеспособности клиента, оформляется кредит для восполнения недостающих средств. В новом периоде регулирования выпадающие расходы должны учитываться для возврата кредита;
- необходимо усилить роль и ответственность регулирующих органов в части подготовки и быстрого утверждения необходимой нормативно-правовой и методической документации, обеспечения мониторинга и контроля деятельности регулируемых организаций естественных монополий;
- при установлении тарифов на регулируемый период, для обоснования конкретных статей расходов индекс потребительских цен (ИПЦ) принимать по среднему (полугодовому) показателю ИПЦ на прогнозируемый период, что позволит объективно оценивать расходы в течение регулируемого периода.
Законодательство
Согласно подпункту п) пункта 31 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 с изменениями, исполнители коммунальных услуг обязаны размещать информацию о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавках к тарифам и реквизитах нормативных правовых актов, которыми они установлены, на досках объявлений.
Кроме того, согласно пункту 68 Правил информация об изменении тарифов на коммунальные услуги должна доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Главным же вопросом, который волнует граждан, все же остается не сам факт увеличения тарифов, а размер этого увеличения, так как год от года для некоторых плата за жилищно-коммунальные услуги становиться неподъемной.
При возникновении вопросов, а также при несогласии с предъявляемыми к оплате в счет-квитанциях тарифами жхк или объемами потребления коммунальных услуг, Вы вправе всегда обратиться за разъяснениями к Вашему исполнителю коммунальных услуг – в управляющую компанию, к представителям товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива или в ресурсоснабжающую организацию при непосредственном управлении.
В случае несогласия с разъяснениями, полученными у исполнителя, Вы можете обратиться в надзорные органы для проверки правильности начисления платы и правомерности применения тарифов. Расчет ЖКХ http://raschetgkh.ru/news/179-uvelichenie-tarifov-zhkkh-s-01-iyulya-2014-goda.html |