Пришло время обсудить и развеять еще один стереотип об органах внутренних дел, а в частности, о работе сотрудников Госавтоинспекции. Вот уже на протяжении нескольких недель то в одном, то в другом СМИ публикуются материалы, в которых авторы практически от лица всех автолюбителей региона и страны отображают свои суждения о работе сотрудников ГИБДД.
Материалы, размещенные в сети Интернет, подвергаются серьезному муссированию общественностью и изобилуют размытыми примерами нарушений законов самими инспекторами дорожного движения, фактами вымогательства взяток на дороге, а также различными мнениями и предложениями об инновациях в обеспечении общественной безопасности дорожного движения. Причем некоторые авторы подобных материалов, зачастую, сами стабильно попадают в базу административных правонарушений ГИБДД.
Основным постулатом и незыблемым аргументом авторов статей являются стереотипы: «все гаишники взяточники…», «все беды от палочной системы…», «ведомство прогнило…», а также искаженные мнения о том, что инспекторы предназначены только для того, чтобы оказывать содействие участникам дорожного движения, и т.п.
В последнее время к уже давно бытующим мнениям добавляются и нотки недовольства работой систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД. В общем-то, многие материалы, можно сказать «ни о чем». Хотя - нет, они о лютой ненависти к инспекторам дорожного движения, не дающим спокойно жить огромной части автолюбителей региона, которые всегда «добросовестно» соблюдают Правила дорожного движения и не имеют ничего общего с теми потенциально опасными нарушителями, которые рано или поздно садятся за руль нетрезвыми или просто, грубо нарушая ПДД, губят свои жизни и жизни других людей.
Но давайте разберемся по порядку. Как в душе ликовали многие автолюбители, когда разговор шел о сокращении личного состава ГИБДД и введении в использование систем фото- и видеофиксации. Конечно же, после таких новостей они с нетерпениям ожидали, что претензий на дорогах к ним станет намного меньше, ну, а фото- и видеофиксация - не постоянная оплата штрафов за нарушения, ведь достаточно один раз приобрести радар-детектор и тема закрыта.
Но на практике оказалось всё иначе. Во избежание осложнения в сфере безопасности дорожного движения в Ульяновской области были законсервированы стационарные посты ГИБДД, а служившие на них инспекторы перешли в мобильные патрули. Госавтоинспекторов на дорогах меньше не стало, что, видимо, в свое время и вызвало волну негодования автолюбителей, мотивированную, якобы тем, что город остался беззащитным.
Но сухие цифры статистики говорят об обратном. Только за 7 месяцев текущего года госавтоинспекторами выявлено 471 835 нарушений правил дорожного движения, что на 12% больше чем за аналогичный период прошлого года. Сотрудниками ГИБДД остановлено 5 148 водителей управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (за семь месяцев прошлого года – 4571). Составлено 15273 протокола за непредставление преимущества пешеходам, что на 152,8 % больше чем в 2011 году. Что касается превышения скорости, количество выявленных правонарушений, в том числе с использованием аппаратных комплексов, возросло на 216,6 % и составило показатель в 324 525 нарушений. Данная работа – спасенные человеческие жизни. Так о каком снижении эффективности деятельности ГИБДД может идти речь?
Что же касается отношений водителей с системами фото- и видеофиксации – они тоже не сложились. Причем не сложились - мягко сказано. Автолюбители не спешат проявлять уважение к Правилам дорожного движения и под контролем технических средств. Только с начала этого года в отношении собственников транспортных средств с применением приборов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, работающих в автоматическом режиме, вынесено 369 044 постановления об административных нарушениях на сумму 81 822 100 рублей. Эти показатели абсолютно беспристрастны, поскольку в данном случае имеется 100% гарантия, что на месте вопрос об уходе от ответственности не решишь. И, вновь, ожидаемая, но, зачастую, нелепая реакция от «добросовестных» водителей: «камеры не заменят инспекторов…», «камеры ставят не там где надо…», «камеры ставят в кустах … их не видно», «на фото-видеофиксацию деньги есть, а на дороги нет…».
Появление комплексов фиксации правонарушений, не распознаваемых радар-детекторами, и вовсе вызывает бурю возмущений и негодований (!). Почему? Выводы сделать не сложно. Просто никто не хочет отвечать за свои нарушения, прекрасно осознавая, что нарушать все равно будет. Камеры ставят там, где вы, уважаемые водители, нарушаете(!) Правила дорожного движения, а что касается дорог – полиция не занимается укладкой асфальта, а техническое оснащение органов внутренних дел поступает централизованно, в рамках соответствующих программ.
Вернемся к главному вопросу. Берут ли сотрудники ГИБДД взятки? Ответить, что нет – слукавить и проявить самоуверенность. В своем блоге я неоднократно поднимал вопрос нарушений закона со стороны сотрудников органов внутренних дел и заявляю еще раз: система МВД имеет силы, средства и желание, чтобы бороться с подобными проявлениями. Однако, что мы видим на практике? Ни в одном из опубликованных материалов нет никакой конкретики! Кто брал? У кого брали? Когда и сколько? Ни в одной публикации нет ни фамилий, ни номеров служебного автотранспорта, ни конкретного места дачи взятки. Нет и конкретных сообщений в мой адрес и в подразделения собственной безопасности УМВД России по Ульяновской области.
Почему же вы, уважаемые современные автолюбители, вооруженные средствами технического прогресса, видеорегистраторами, мобильными телефонами и видеокамерами не фиксируете подобные факты нарушения закона полицейскими и не направляете материалы в компетентные органы? Что вы лично сделали, чтобы исправить ту ситуацию, которая якобы имеет место быть?
Открыто заявляю, что УМВД России по Ульяновской области готово работать по вашим заявлениям и обращениям. На практике же получается, что полиция выслушивает только негативные оценки работы, необоснованную критику и никакой конкретики и содействия от самих «пострадавших», якобы желающих в корне изменить ситуацию на дорогах.
Из всего изложенного в материале вынужден сделать печальные выводы:
- некоторые автолюбители не готовы отказаться от нарушений Правил дорожного движения вне зависимости от того, кто охраняет порядок на дороге – живой человек или техническое средство; - если таковое имеет место быть, то многих водителей устраивает тот факт, что с госавтоинспектором можно «решить вопрос на месте», поэтому и нет конкретных жалоб; - недовольство работой систем фото- и видеофиксации в основном обусловлено лишь неотвратимостью наказания за нарушение ПДД; - многие из комментирующих материалы по данной проблеме в действительности не хотят предпринимать никаких мер со своей стороны по повышению безопасности на дорогах области и улучшению работы ГИБДД, а просто негодуют в отношении полицейских, из-за которых вынуждены оплачивать штрафы за нарушение Правил дорожного движения, и фактически занимаются распространением сплетен.
Уважаемые граждане! Берегите себя и своих близких! Соблюдайте Правила дорожного движения и тогда у вас не будет проблем с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.