Безопасность детей – превыше всего
Что для родителей самое дорогое? Конечно же, дети.
Стремясь дать им самое лучшее и обезопасить от всего на свете, многие почему-то забывают о соблюдении Правил дорожного движения, особенно, когда это касается перевозки детей в автомобиле.
Следует понимать, что подобная халатность может привести к необратимым последствиям и даже стоить жизни ребенка.
За 2012 год на дорогах Ульяновской области совершено 224 дорожно-транспортных происшествия с участием детей, в результате которых 236 подростков пострадало и 5 детей погибло. По вине водителей, перевозящих в салоне автомобилей несовершеннолетних, в том числе и без детских удерживающих устройств, 90 человек получили ранения различной степени тяжести, 2 погибли.
Законопослушные граждане давно осознали проблему безопасности детей в автомобиле и активно пользуются специальными средствами для перевозки своего ребенка. Но у родителей, имеющих троих и более детей, стали возникать вопросы, связанные с установкой нескольких детских кресел в машину.
Ведь понятно, что если речь идет об обычном легковом автомобиле, то установить на заднее сиденье три детских кресла невозможно. А уж вызвать такси с подобными услугами почти нереально. Именно такой вопрос прозвучал на недавно проводимой мной «прямой линии».
Мать троих детей пожаловалась, что многие таксисты, приезжающие по вызову, видя троих детей, отказываются перевозить пассажиров, мотивируя это тем, что не хотят нарушать Правила дорожного движения и быть оштрафованными сотрудниками ГИБДД.
Я уверен, что родителей, столкнувшихся с подобными трудностями в нашем регионе немало. В УМВД России по Ульяновской области уже поступали письменные обращения от граждан с жалобами на госавтоинспекторов, привлекающих их к административной ответственности за несоответствующую требованиям законодательства перевозку нескольких детей. Отмечу, что в таких случаях действия сотрудников полиции вполне оправданны и обсуждениям не подлежат. Инспекторы ГИБДД добросовестно выполняют свои служебные обязанности в соответствии с прописанными в Правилах дорожного движения пунктами. Но с другой стороны, я понимаю беспокойство законопослушных граждан, интересующихся выходом из сложившейся ситуации.
Бесспорно, самым надежным удерживающим устройством является автокресло. При этом Правила дорожного движения подразумевают использование только исправного автокресла, то есть, не имеющего повреждений корпуса или иных поломок, из-за которых оно перестает отвечать требованиям безопасности. В автокресле ребенка положено перевозить до тех пор, пока он не достигнет роста 150 см, веса 36 кг. Детей, которые не достигли указанного роста, но имеют вес выше 36 кг, пристегивают штатным ремнем безопасности автомобиля со специальными адаптерами, не позволяющими ремню безопасности смещаться на живот или шею ребенка. Исходя из этого, имея детей разного возраста, в автомобиле возможно совмещение различных удерживающих устройств. Например, для взрослых детей могут использоваться бустеры. Это, так называемые, жесткие «подставки», которые поднимают ребенка над стандартным сиденьем.
За перевозку ребенка без детского удерживающего устройства российское законодательство предусматривает ответственность. Согласно части 1 статьи 12.23 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». За 2012 год сотрудниками Госавтоинспекции выявлено 10 392 подобных нарушений. Некоторые родители ошибочно считают, что нет ничего безопаснее для ребенка, чем мамины руки. На самом деле такая перевозка является самой опасной. При резком торможении (ударе) со скоростью в 50 км/ч вес ребенка возрастает примерно в 30 раз. В этот момент удержать малыша от резкого удара о переднее сиденье или ветровое стекло практически невозможно. Кроме того, если взрослый держит его на руках, он способен раздавить ребенка своим весом.
Есть родители, которые, желая упростить ситуацию, задаются вопросом: «Являются ли альтернативой люльки от коляски детскому автокреслу?». Обычную люльку от коляски нельзя использовать, поскольку ребенок не закреплен в ней должным образом. Люльки с внутренними ремнями, фиксирующими ребенка, относятся к детским удерживающим устройствам, если они соответствуют требованиям Европейского стандарта ECE-R44/03(04) или Российского ГОСТ 41.44-2005. Как правило, такие автокресла устанавливаются боком к направлению движения, и только малая их часть обеспечивает нормальную безопасность ребенку. Для новорожденных лучше использовать автокресла группы 0+ (до 13 кг, лицом против хода движения). Они обеспечивают более высокий уровень безопасности ребенка.
В соответствии с правилами безопасности, совсем маленьких детей необходимо возить лицом против хода движения автомобиля. Сотрудники Госавтоинспекции поясняют: «У детей до 5 лет пропорции головы имеют больший размер и вес относительно тела, а шея еще неокрепшая. При фронтальном ударе автомобиля, человек испытывает большую нагрузку на шейный отдел позвоночника, поскольку у пристегнутого человека голова по инерции движется вперед, а плечи удерживает ремень. Соответственно, у ребенка есть риск получить травмы шеи. Поэтому детей, возрастом до 1 года как минимум, необходимо возить спиной по направлению движения. В таком случае нагрузка на голову, шею и спину будет распределяться равномерно. В некоторых странах это рекомендуют делать до 3 — 5 лет».
Государственные стандарты предусматривают различные виды детских удерживающих устройств, которые подразделяются на пять весовых групп:
-
Группа 0 – для детей массой до 10 кг, возрастом до 1 года, группа 0+ - для детей массой до 13 кг и возрастом до 1,5 года. Данные кресла рассчитаны для новорожденных. Они обеспечивают положение - полулежа, снабжены мягкими вкладками и внутренними ремнями безопасности, устанавливаются лицом против хода движения.
-
Группа 1 – для детей массой от 9 до 18 кг, возрастом 1 до 4 кг. Также группы 0+ и 1 - кресла, имеющие собственные ремни безопасности и несколько положений наклона.
-
Группа 2 – для детей весом от 15 до 25 кг, возрастом от 3-х до 7 лет.
-
Группа 3 – для детей весом 22-36 кг, возрастом от 6 до 10 лет. Группы 2 и 3 подходят для детей постарше. Подголовник «растет» вместе с ребенком, а спинку можно позже снять, оставив только сиденье-бустер. Ребенок пристегивается штатными автомобильными ремнями.
Таким образом, комбинируя различные виды удерживающих устройств, можно решить проблему перевозки нескольких детей в автомобиле. И беспокоиться о дополнительных затратах из семейного бюджета не стоит. Жизни наших детей гораздо дороже, чем потраченные средства на обеспечение безопасности малышей. А уж если речь идет о семье с четырьмя или пятью детьми, в этом случае оптимально приобретать семиместный автомобиль (три ряда сидений) или же передвигаться всей семьей на двух автомобилях.
Если вы пользуетесь услугами такси, заранее сообщайте диспетчеру о количестве детей, вами сопровождаемых, чтобы компания-перевозчик могла заблаговременно позаботиться о соответствующем автомобиле и наличии в нем необходимых удерживающих устройств.
Отдельно хотелось бы обратиться к руководству служб такси и организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, уделить пристальное внимание проблеме с многодетными пассажирами. Вам необходимо предусмотреть наличие на стоянках автомобилей, специально оборудованных для перевозки нескольких детей, а также учитывать пожелания клиентов по обеспечению безопасности перевозимых ими несовершеннолетних.
Уважаемые родители!
Настоящая забота и любовь проявляется в ответственности взрослых за своих детей, за их безопасность.
Блог начальника УМВД области
Андрея Ларионова
(в сокращении) |