68% учителей относятся к ЕГЭ отрицательно.
Из 1400 опрошенных на сайте Интернет-сообщества учителей Pedsovet.su только 17% проголосовавших уверены, что ЕГЭ — это благо для России; 14% затруднились с ответом и 68% высказались против. В чем же проблема ЕГЭ? Почему за все годы существования этого вида экзамена учителя так и не согласились с ней? Казалось бы, ЕГЭ дает всем ученикам равноправие при поступлении в ВУЗы, и балл выставляется объективно. Проблемы же кроются «внутри». Учителя, хорошо знакомые с ЕГЭ утверждают, что даже по таким предметам, как математика, физика, химия экзамен в виде тестирования не является идеальной формой сдачи экзамена, что и говорить об экзамене по литературе, истории и обществознании. Как утверждают учителя старших классов и преподаватели вузов, работающие с первокурсниками, за последние годы произошло резкое изменение в образе мышления учеников — ученики за годы учебы в школе приучаются мыслить шаблонами, штампами, тестами, они не могут строить предложения и связанные тексты, они не могут объяснить свою точку зрения, использовать логические выводы. Как оказалось, утратилась способность писать грамотно — да, ученики могут поставить галочки напротив правильных ответов в ЕГЭ по русскому языку, но не могут писать слова без ошибок. Это подтвержадают нашумевшие данные МГУ, где провели традиционный диктант среди первокурсников. Среди 80-100-балльников оказались те, кто не могут не допускать ошибок в письменной речи! Контрольно-измерительные материалы (КИМы) также порой составлены некорректно. Как сообщает Российская газета, Президент Дмитрий Медведев обнаружил в заданиях ЕГЭ по истории «вопросы с подковырками». Но этим грешат не только задания по истории, но и по всем остальным предметам. Форум официальной поддержки ЕГЭ пестрит вопросами: как быть, если на экзамене в задании будет обнаружена ошибка. Ответа, к сожалению, на этот вопрос нет. Но каково же будет ученику столкнуться с такой нерешаемой проблемой на экзамене? Уместно напомнить, что пересдать экзамен по предмету в том же году нельзя, только в следующем. Ученик может понервничать, плохо напишет экзамен, а через несколько месяцев, потому что не набрал проходной балл, пойдет в армию... Но это частный случай. Для решения этой проблемы некоторые предлагают выложить в общем доступе весь банк заданий ЕГЭ, пусть даже тысячи и десятки тысяч заданий, но все учителя, ученики, родители заранее будут знать, к чему готовиться. Сейчас же существует неопределенность, которая рождает стрессовые ситуации в школе — и для учителей, и для учеников и их родителей. Конечно, порядочные ученики всегда переживали перед экзаменом, но сейчас ситуация накались до предела: директора твердят учителям про средний балл сдачи ЕГЭ по предмету в районе и городе, пугая лишением премии и работы, если ученик «провалится», учителя запугивают учеников и родителей, стараясь не допустить до экзамена по его предмету как можно больше учеников, постоянно в школе и СМИ называются цифры и проценты несдавших, рассказываются чудовищные истории о суициде выпускников. И самое страшное, что и ученики «со справкой» и без аттестата, и покончившие с собой — это реальность нашего времени. Каждый урок в 11 классе превращается в «натаскивание» на тесты ЕГЭ — это тоже реальность нашей современной средней школы. Ученики покупают книжки с тестами, которыми сейчас завалены все книжные магазины, и ставят галочки. К чему это привело, мы уже поняли — к утрате способности мылить целостно и логично, ведь главное — это не умение мыслить, но умение решить максимальное число заданий. Не последнюю роль в сдаче ЕГЭ играет интуиция. Как показывают реальные данные, вполне «реально» «натыкать» на минимальный балл и поступить в вуз. Но везет не всем. А отсюда, опять суицид, плохое настроение директора, прессинг учителя и учеников. ЕГЭ создает замкнутый круг, вырваться из которого мы можем теперь уже только реформированием самого ЕГЭ. И делать это нужно срочно. Итоги промедления могут быть необратимы, ведь образование детей — это будущее нашего общества, всей нации в целом.
Автор: Екатерина Пашкова
|