На задворках «главной улицы России»
Оптимизация
Ульяновск в очередной раз заявил о себе громким скандалом. Даже столичные города с интересом повернулись в нашу сторону. Еще бы! Где-то там, на задворках «главной улицы России», как некогда именовалась Волга, объявили голодовку люди, призванные сеять разумное, доброе, вечное. Наш разговор снова об ульяновских учителях и родителях, объявивших голодовку против так называемой оптимизации школ. Сегодня чиновники от образования недоумевают: «Процесс оптимизации начался в 2005 году. С тех пор уже закрыто 25 школ и только сейчас начались такие народные волнения». Приходится удивляться, что они не начались много раньше, если учесть, что всё это время с людьми играли, что называется, «втёмную». Оптимизация ехала дорожным катком по судьбам взрослых, а больше всего детей.
Вне календарного плана
Не будем отрицать необходимости образовательных процессов. Но сразу же оговоримся, что волна недовольства пошла практически с первых дней начала оптимизации. Методы, которыми она проводилась, неминуемо должны были привести к взрыву. Областная прокуратура, проводившая проверку, дала заключение о том, что ликвидация школ №7, 8, 43, 60,71 города Ульяновска календарным планом оптимизации на 2009-2010 годы предусмотрена не была. Уточнённый план модернизации в сфере образования был принят лишь накануне объявления о закрытии школ, что лишило родителей учащихся возможности принять меры по защите прав детей. Помимо этого прокуратура считает, что экспертная оценка школ, подлежащих ликвидации, носит во многом формальный характер и не содержит выводов о последствиях ликвидации школ. Вопрос о соблюдении в результате «оптимизации» учреждений образования санэпидправил и нормативов не рассматривался. Соответствующая информация в органах Роспотребнадзора даже не запрашивалась. Письменное представление о ликвидации школ Управлением образования не составлялось. Предложения об использовании их имущества не вносились и заключение финансового управления мэрии Ульяновска по данному вопросу отсутствует. Последовал вывод, цитируем: «Непродуманная, неподготовленная, проводимая с нарушениями закона ликвидация вызвала массовый протест педагогов, родителей и учащихся, которые, выражая своё несогласие с действиями чиновников, начали акцию голодовки. В этой связи прокуратура области внесла главе города Ульяновска представление с требованием незамедлительно устранить выявленные проверкой нарушения и привлечь к ответственности виновных должностных лиц». Только в первом полугодии 2010 года в ходе реализации ПНП «Образование» органами прокуратуры региона выявлено более 450 нарушений. С целью их устранения внесено 90 представлений. Направлено в суды свыше 150 заявлений. Возбуждено 17 дел об административных правонарушениях. Согласитесь, трудно в таких условиях явного неуважения к закону говорить о правильности проведения оптимизации. О муниципальных образованиях и вовсе говорить не приходится. Прокурорами Инзенского, Павловского, Ульяновского районов приняты меры реагирования по фактам несвоевременного предоставления стимулирующих выплат классным руководителям. Прокурорами Новоспасского, Майнского и Тереньгульского районов установлено, что директорами ряда школ не исполнялись требования закона о предварительном уведомлении работников об изменении условий оплаты труда в части пропорционального уменьшения размера выплаты за классное руководство при изменении численности обучающихся в классах. В Барышской СОШ №2 отдельные виды лабораторного и спортивного оборудования, закупленного в рамках мероприятий по поддержке школ, внедряющих инновационные образовательные программы, не использовались, что, по мнению прокуратуры, свидетельствует о нарушении требований эффективности расходования бюджетных средств. В Димитровграде и вовсе дошло до возбуждения уголовного дела. Здесь руководство СОШ №23 растратило 300 тысяч рублей. Речь идёт о денежных средствах, полученных от реализации имущества этой школы, сдаваемых в аренду спортзала и столовой, добровольных пожертвований родителей учеников, подлежащих зачислению в бюджет города. Директор школы осужден за превышение должностных полномочий и уволен. Перечень подобных примеров можно продолжать долго. После этого заверения чиновников о том, что в образовании, в первую очередь, важна эффективность, звучат насмешкой.
Назад в будущее?
Мы заговорили о сельских школах не напрасно. Оптимизация бьёт по ним с особой силой. В этой связи вспоминается встреча председателя аграрного комитета Госдумы России Валентина Денисова с активом Радищевского района. Проблем в этом муниципальном образовании много. Но одну из них остро обозначила директор СОШ №2 – глава городского поселения «Радищево» Светлана Стрелкова: «При нынешней ситуации в сфере образования мы придём к тому, что наш локомотив до цели не дойдёт. Оптимизация, подушевое финансирование ведут к закрытию школ. Люди уезжают из села, зарастают поля, движение останавливается. Дело даже не совсем в тех педагогах, которые остаются без работы: они люди грамотные, умные и найдут себя. Закрытие школ означает, что молодые семьи и специалисты в селе закрепляться не будут. Им в городе спокойнее, по крайней мере, не надо будет бояться за детей, которых приходится ежедневно отправлять на учёбу по разбитым дорогам. Село нуждается в защите». Валентин Денисов ответил вопросом на вопрос: «Мне непонятно, почему у нас в образовании постоянные революции: оптимизация, ЕГЭ, самофинансирование бюджетных учреждений, в том числе, школ… Говорю об этом на самом высоком уровне, но ответа не нахожу». Вернёмся ещё раз к высказыванию Тамары Девяткиной на заседании Общественной палаты: «Дети, которые должны были учиться в этих школах, просто не родились в своё время. Образовалась «демографическая яма». Не правда ли, «что-то слышится родное»? Подобные заверения звучали в своё время, когда, со ссылками на «демографическую яму», за бесценок отдавали коммерсантам всех мастей, распродавали, а то и попросту растаскивали детские сады. Сегодня, по причине их острейшего дефицита, регион имеет огромную проблему. Теперь «под нож» уходят школы. Чиновники вконец запутались. Вчера они говорили об улучшении демографической ситуации, росте рождаемости. Сегодня вдруг начинают стращать нас «демографической ямой». Где же, в конце-концов, истина? Очень взвешенный ответ на многие вопросы содержится в словах доктора политических наук Нины Дерюгиной: «Понятно, что есть некий финансовый документ, скорее всего, Минфина и Минобра, есть нормативы школ. Получается, соответственно, что школы, где учеников меньше, чем положено, нужно закрывать. Но ведь есть понятие общей культуры и цивилизованного общения: прежде, чем принимать какое-то решение, нужно провести очень длительный процесс коммуникации и прийти, в итоге, к коллективному решению, к компромиссу. А действия наших чиновников, агрессивные по сути, порождают такой же агрессивный ответ, например, голодовку».
Александр Савельев
"Симбирский обозреватель"
|