Татьяна СЕРГЕЕВА: О школе в деревне замолвите слово!
В рамках работы «ГОРЯЧЕВ-КЛУБА» в ближайшее время состоится дискуссия на тему: «Современные проблемы образования и воспитания, пути их решения». В дискуссии примут участие известные в Ульяновске и области педагоги.
Сегодня мы открываем ряд публикаций на эту тему. Сегодня слова «оптимизация образования» известны практически каждому. Вот только смысл в них вкладывается разный.
Для чиновников это сэкономленные деньги, а для большинства семей с детьми, живущих в селе, это постоянный страх за завтрашний день. Когда я слышу от некоторых: «Чего там содержать школу, три десятка учеников, пусть ездят в соседнюю», – обычно в сердцах говорю: «Вы своих детей в городе даже за пятьсот метров возите на машине и встречаете, волнуетесь и бережете. А у сельских матерей сердце разве из другого материала сделано? Они разве не волнуются, когда их дети каждый день ездят за 20 километров?» Вспоминаю Горячева, как он отстаивал право сельчан на свою школу. «Нет школы – нет села!», – говорил он. И время показало, как он был прав (как, впрочем, и во многом другом). И дело не только в том, что семьи с детьми уедут и село вымрет физически. Дело еще и в другом. Никто не будет спорить, что деревня – хранительница народной культуры, традиций, устоев, хранительница нравственности. Кто это помогал сохранять и развивать? Сельская интеллигенция. Кем она сегодня представлена в малых селах? В лучшем случае продавцом и почтальоном. В конце 90-х, выдержав многочисленные атаки, Юрий Фролович открыл новую школу в с. Кротково Сенгилеевского района. На открытие пришло все село, даже грудных детей принесли. В память врезалась картина – бабушка с внуком (а может, правнуком) на руках гладит рукой кафель на стене. Настоящие картины, а не репродукции многие тоже увидели впервые здесь. Школа стала (и остается) настоящим центром культуры в самом широком смысле этого слова. Мне говорят: «Качество образования в селе хуже, и бассейна нет». Чушь! Сколько нас, закончивших в свое время деревенскую школу, сумели без всяких репетиторов поступить в вузы и успешно их закончить. В конце концов, при сегодняшних средствах связи в любой школе можно и увидеть и услышать лучших учителей страны! А бассейн? Пруд и речка с лихвой его заменят. Кажется, что пресловутая оптимизация затронула только сельские школы. К сожалению, это не так. Не забылась еще голодовка учителей засвияжской школы. Закрытие этой школы убедительно показало, что никакого продуманного плана не было. Не хватало денег в бюджете, вот и решили закрыть несколько школ. Если бы все просчитали, запланировали, можно было заранее честно все это обнародовать. Обсудить, подготовить и родителей, и учителей, вплоть до предложений по трудоустройству и новых маршрутов для проезда к другим школам. Люди не дураки, они поймут, где действительно неразумно расходуются деньги. «Оптимизация» принесла еще одну беду. Если раньше невыполнение школьной программы было просто недопустимо, то сейчас это чуть ли не приветствуется – ведь деньги экономим. Не учились в прошлом году чуть не месяц из-за морозов – хорошо! Заболел учитель или послали на курсы – здорово! Дети – марш домой, опять сэкономим. Ничего, что теряем знания, главное – деньги экономим! Хвалимся немыслимыми достижениями в сфере компьютеризации, центры космической связи хотим создавать, а на дистанционные уроки в случае непредвиденных обстоятельств сил не хватает. Создается впечатление, что и не нужна образованная молодежь. Богатые своих детей за границей выучат либо репетиторов наймут, а большинству и так сойдет. Читать умеют и хватит. Грустно! Мне ответят: «Критиковать легко, где взять деньги?» Скажу. Если от многолетних разговоров о борьбе с коррупцией перейдем хоть к маленькому делу, не «ай-яй-яй!» будем говорить жуликам, а отнимать наворованное, столько денег появится в государственной казне! Хватит на все программы по образованию. Думаю, что и на здравоохранение еще останется. Надо помнить наказ мудрецов: «Кто не хочет строить школы, вынужден будет строить тюрьмы». А это дороже во всех смыслах!
Т.В.Сергеева, заместитель председателя наблюдательного совета «Горячев-фонда».
|