Откуда в небольшом селе Самайкино Новоспасского района встречаются диковинные виды культурных растений?
21 декабря 1879 года (2 января 1880 года по новому стилю) самое большое «дворянское гнездо» Сызранского уезда Симбирской губернии (сейчас Новоспасский район) в селе Фабричные Выселки Самайкинской волости разбудили крики новорождённого малыша.
В семье банкира и владельца первого асфальтового завода в России Дмитрия Ивановича Воейкова и дочери археолога и нумизмата А.В. Толстого Ольги Александровны родился мальчик, названный Александром: по традиции Воейковы это имя давали старшему сыну в семье.
Учился Саша Воейков в школе для детей рабочих суконной фабрики в Самайкино, основанной его же отцом. Но 4 декабря 1896 года главы семейства Дмитрия Ивановича не стало, и вдову вместе с детьми забрал к себе его старший брат – учёный-климатолог с мировой известностью, профессор Петербургского университета Александр Иванович Воейков. Спустя 3 года его племянник окончил гимназию историка Я.Г. Гуревича и поступил к нему же на естественное отделение физико-математического факультета, где увлёкся ботаникой.
Первая научная работа Александра Воейкова вышла в свет в 1900 году: в журнале «Плодоводство» он опубликовал статью о развитии плодоводства во Владимирской губернии.
Каждое лето Воейков приезжал домой и в отцовском саду проводил опыты по акклиматизации плодовых культур, которые выписывал по почте из российских и зарубежных питомников, выменивал семена у известных садоводов России, Европы и США, или привозил из разных уголков губернии. Так, в 1900 году в саду дворян Терениных в Буинском уезде он нашёл неизвестный ему сорт сливы. Воейков пересадил его к себе и через 3 года переслал черенки Мичурину, на что Иван Владимирович писал, что сорт получился от «зелёного ренклода, с которым имеет сходство, но в форме листа и вкусе плодов отличается» и назвал его «ренклод Воейкова».
В 1904 г. Александр Воейков в долине реки Томышёвки на 4 участках площадью 7,7 гектар заложил питомник, со всех сторон защищённый от ветра холмами, который назвал «хутор Холмы». Здесь он проводил акклиматизацию и селекцию плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, привезённых из Сибири, Средней Азии, Японии и Северной Америки.
Окончив учёбу в 1906 году, Воейков женился на дочери редактора «Правительственного вестника» Надежде Александровне Башмаковой. Красивая и юная, темноволосая и черноглазая девочка разделяла увлечение мужа наукой и во всём старалась ему помочь. Поэтому молодая чета переезжает в Самайкино, чтобы Александр Дмитриевич мог заниматься научной работой в плодово-сортовом питомнике.
Для развития садоводства в губернии, 6 января 1906 года в своём доме Воейков открыл трёхклассную школу садовых рабочих, которую содержал за собственный счёт. Летом обучающиеся работали в питомнике, за что получали зарплату 10 рублей, а зимой изучали общеобразовательные и узкоспециальные предметы. Занятия в ней вёл сам Александр Дмитриевич, его супруга и садовник. В июне 1907 года питомник обследовал инспектор сельского хозяйства Симбирской губернии Н.П. Надеждинский, давший ему высокую оценку: «Дело это новое, … из питомника в год продаётся деревьев на тысячу рублей, сбыт увеличивается постоянно и будет расти». После этой ревизии школа Воейкова была принята на содержание Департамента земледелия и стала получать по 600 рублей в год, что позволило построить новое здание для школы и нанять трёх новых педагогов.
Самайкинский плодопитомник имел всероссийскую известность. Здесь выращивалось более 2 тысяч видов растений. Они продавались через журналы «Симбирский хозяин», «Прогрессивное садоводство и огородничество» и по бесплатному каталогу, издаваемому Воейковым. В «Каталоге питомника на осень 1911 – весну 1912 года» предлагалось более 100 сортов плодовых культур и 300 декоративных. Учёный первым в губернии начал выращивать на продажу кухонные травы – анис, иссоп, шалфей. Некоторые из культур Воейкова (например, вяз пробковый, клён полевой, ваточник, жёлтая акация, ирга, груша уссурийская, бузина чёрная), одичали и поныне встречается в окрестностях Самайкино.
С раннего утра Александр Дмитриевич пропадал в питомнике и мог целями днями никому не попадаться на глаза. Инспектор сельского хозяйства Н.П. Надеждинский отзывался о нём как о «молодом, энергичном хозяине, любящем садоводство и хорошо его знающим».
Воейков настолько был поглощён наукой, что молодая супруга была обделена его вниманием и вся её забота оставалась незамеченной. Спустя 4 года супружества Надежда Александровна развелась с мужем, и вместе с сыном (по традиции названным Александром), уехала к родителям. Позднее в одинокой жизни учёного появлялись женщины, однако, все до одной сбегали, не выдержав его характера.
Ель обыкновенная – 25 коп. за 1 шт. (стоимость 2 бутылок водки). «Морозные цветы» (дикие астры) – 75 коп. за десяток (как 20 яиц). Трава иссопа: листья для солки огурцов, грибов и приготовления кваса – 50 коп. за десяток (как 450 грамм сливочного масла). «Анисовая трава» (лофант анисовый): листья с приятным запахом как приправа и для заварки чая – 10 коп. за 1 шт. (как 1 килограмм муки).
В первом бою летом 1914 года на Восточном фронте Первой мировой войны Александр Дмитриевич был ранен в руку. Комиссованного Воейкова приняли в Департамент земледелия начальником санитарной части по заготовке лекарственных растений для армии. Весной и летом 1915 года группа Воейкова заготовила 224 тонны лекарственных трав, едва уместившихся в 4 больших складах в Сызрани.
Каждое лето в усадьбе Воейковых становилось весело и шумно – собиравшаяся семья каталась на лодках и верхом на лошадях, купалась и играла в теннис, ставила домашние спектакли… Но Октябрьская революция положила конец их безоблачному существованию: летом 1918 года в Симбирск пришла Красная армия и семья Воейковых спешно ночью на нескольких подводах оставила имение и уехала вслед за отступающими белоармейцами.
Воейков оказался во Владивостоке, где преподавал на кафедре агрономии Дальневосточного педагогического института, а в 1922 году переехал в Харбин, где до 1938 года трудился на кафедре технической ботаники Северо-Маньчжурского университета. Без своего любимого занятия Александру Дмитриевичу было очень тяжело, поэтому в 1922 году на железнодорожной станции Эхо он заложил опытное поле и ещё одно в 1938 году на станции Сяолин, на которых проводил опытную работу с рисом, соей и фруктовыми культурами.
Лишившись своих питомников из-за конфликта на КВЖД и оккупации Маньчжурии японцами, Воейков, классово чуждый советской власти, стремился уехать в Россию. Помогал ему в этом известный генетик-селекционер Н.И. Вавилов. Однако арест его покровителя и начавшаяся Великая Отечественная война, лишили его последней надежды по возвращению на Родину.
Изучая климат и флору Маньчжурии, Воейков часто бывал в экспедициях, иногда с риском для жизни. В августе 1933 года у реки Сунгари его схватили хунхузы (китайские бандиты), потребовавшие от родных неимоверно большой выкуп. Требуемую сумму его сестра собирала месяц среди друзей и учеников, и даже продала семейную реликвию – платиново-золотое кольцо с бриллиантом. Учёный 4 месяца просидел в земляной яме, вынес пытки и издевательства (хунхузы гасили о пленного сигареты), что отрицательно сказалось на его здоровье: Александр Дмитриевич долгое время лечился от пневмонии, страдал от туберкулёза и 28 мая 1944 года умер от тяжёлой и продолжительной болезни в полном одиночестве и забвении…
Александр Иванович Воейков родился 8 мая 1842 года в Москве. Ещё с детских пор в нём проснулся интерес к изучению погоды: с 8 лет он ежедневно записывал наблюдения за температурой воздуха. Получив прекрасное домашнее образование, в 1860 году Александр Воейков поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Но из-за закрытия университета, заканчивать обучение пришлось в Германии, где в 1865 году в Гёттингене он защитил докторскую диссертацию.
Научные экспедиции Александра Ивановича охватили весь мир – от Европейской России до Юго-Восточной Азии, от Западной Европы до Южной Америки. Их результатом стала работа учёного «Климаты земного шара, в особенности России», вышедшая в свет в 1884 году. В ней Воейков блестящее описал все виды климатов нашей планеты и впервые в мировой истории объяснил причины их образования и размещения. Эта книга – ценнейшее учебное пособие, не утратившее своей актуальности до настоящего времени.
Воейков открыл область высокого давления, тянущуюся от сибирского антициклона через Поволжье в Европу, названную в его честь – «ось Воейкова». Это своеобразный «ветрораздел», отделяющий тёплые ветра от холодных.
Александр Иванович прожил долгую жизнь, всецело отданную науке: он опубликовал более 1500 научных работ. Учёный с мировой известностью скончался 27 января 1916 года от воспаления лёгких, которым заразился когда нёс в типографию свой очередной труд.
*****
В эти дни В почтовые отделения области поступил конверт с портретом, метеоролога, географа и климатолога Александра Воейкова. Почтовый раритет выпущен к 175-летию со дня рождения учёного. |