Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью Дмитрия Сычева, директора департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области.
Из разговора с Сычевым следует, что введение нормативов на воду, канализацию, тепло на лестничных клетках – абсурд, и сам регулятор это понимает. Но абсурд этот заложен в постановлениях федерального правительства, которое, с одной стороны, разделило нормативы для жилья и нежилых помещений, с другой стороны, уравняло их, приведя все расчеты к площади. Абсурд этот заложен совершенно сознательно, ему придается экономический смысл: стимулировать энергосбережение путем установки счетчиков. Продавец ресурсов навязывает нам покупку «весов», иначе грозится разорить. Собственники, находящиеся на положении крепостных у управляющих компаний, вынуждены оплачивать все энергопотери, которые происходят в том числе по вине коммунальщиков. «Мы победили», – восклицал национальный лидер после выборов. Они пожинают плоды своей победы. Они стали жить лучше. А мы?..
В чем смысл введения нормативов потребления коммунальных услуг в местах общего пользования, где они не предоставляются и не потребляются? Из каких соображений учитываются отопление лестничных клеток, где нет батарей, водоснабжение и канализация там, где нет никаких кранов, раковин и унитазов? Почему нормативы по отоплению мест общего пользования (МОП) такие же, как и по отоплению жилых помещений? На первый взгляд (и даже на второй), это абсурд.
Корреспондент «СК» задал эти вопросы руководителю ведомства, где разрабатывались упомянутые нормативы – директору департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области Дмитрию Сычеву.
- Мы опирались на 354 и 258 постановления правительства РФ. В частности, Постановление №258 от 28 марта 2012 года «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Единственное, что мы могли сделать, чтобы не нагнетать социальную напряженность, – убрали из расчета площади чердаков и подвалов, потому что это на самом деле абсурд, оставили только лестничные клетки за вычетом лифтовых шахт. Это касается всех нормативов. Конечно, юристы вам докажут, что чердаки и подвалы – это нежилые помещения, но объяснять жителям, что такое отопление на чердаке, крайне тяжело. Однако радикально менять методику, описанную в 258-м постановлении, мы не можем. В основе расчетного метода – площадь жилых и нежилых помещений, от этого и зависит плата. Другими параметрами «играть» было затруднительно.
Да, федеральный законодатель почему-то посчитал, что на лестничных клетках есть потери воды, которые должны оплачивать жители. Но тепло там, безусловно, потребляется: если по проекту там установлены батареи, за это надо платить. Если батареи срезаны, мы говорим жителям: уважаемые, внесите изменения в технический паспорт дома, тогда и платить за эту услугу не будете. Требуйте этого от управляющих компаний, заставляйте их работать за ваши деньги. Не до всех дошел тот факт, что государство дистанцировалось от обслуживания жилья, оно сказало людям: вы собственники, вы этим и занимайтесь.
- Разве отопление МОП уже не заложено в нормативах для жилья?
- В том-то и дело, что нет: теперь законодательство разделяет потребление услуг в квартирах и за их пределами, но при этом федеральная методика выравнивает эти нормативы. Самара, кстати, отказалась от новых нормативов, там до 2015 года будут действовать единые нормативы без разделения на жилые и нежилые помещения, то есть единый среднегодовой норматив 0,19 Гкал на квадратный метр.
- А в Ульяновске, значит, никто не боится социального взрыва?
- Наши нормативы посчитаны совершенно нормально. Вот расчет наших сотрудников по дому на улице К.Маркса, 26, по трехкомнатной квартире, где проживают три человека: общая сумма платежей за места общего пользования составит 233 рубля (с учетом ГВС, ХВС, водоотведения, отопления и электроснабжения), рост квартплаты по сравнению с 2011 годом – 179 рублей, или 4,4 процента.
- Вы можете утверждать, что какая-то услуга не учитывается дважды – в каждом из раздельных нормативов?
- Перекрестной платы мы избежали. Это касается и электроэнергии, в частности, электроснабжения лифтов. Раньше, когда вы платили за электричество по счетчику, эта плата включала освещение МОП. Новые, раздельные, нормативы, вступившие в силу с 1 сентября, исключают «перекрестку». Повторяю: основная база для расчета – это площадь жилых и нежилых помещений.
- Но вы согласны, что вода и канализация в подъездах – это абсурд?
- Если понимать буквально, то да.
Но в любом доме есть потери, связанные с техническими или аварийными работами: где-то труба лопнула, стояк поменяли… Фактически это плата за возможные потери. Лекарство от этого – счетчики. Для чего введены нормативы? Не для того, чтобы точно посчитать, сколько ресурсов потребляет тот или иной дом в зависимости от типа и года постройки. Они призваны стимулировать собственника устанавливать приборы учета, общедомовые и квартирные, чтобы каждый житель понял: я лучше поставлю счетчик и буду платить за реально потребленный кубометр воды, нежели за непонятную воду на лестничных клетках. Будут счетчики и люди забудут нормативы как страшный сон. Норматив – это уравниловка, за рубежом нигде его нет, он нужен только для одного: рассчитывать плату, пока прибор учета не установлен.
- Но ведь технические и аварийные потери – они случайны, нерегулярны, а нормативы – постоянны…
- Таково законодательство. Еще раз: норматив – это не точный учет ресурсов, а стимул к энергосбережению. Это политика государства. Вот депутат ЗСО Алексейчик говорит: у нас в старых домах уже поставили стеклопакеты. Замечательно! Поставьте узел учета и покажите, что вы потребляете тепла меньше, чем установлено нормативом, и рассчитывайтесь по счетчику. А у нас многие управляющие компании почему-то выставляют счета по нормативу даже при наличии прибора учета.
- О каком узле учета можно говорить в случае старого двухэтажного 16-квартирного дома? Он там никогда не окупится.
- Таких домов мало, в структуре жилого фонда они занимают порядка одного процента.
- Повышение платы за коммунальные услуги неизбежно приведет к увеличению числа людей, нуждающихся в субсидии. Однако, насколько известно, в проекте бюджета рост субсидий не предусмотрен.
- Расчет субсидий – не наша обязанность. Но федерального положения о социальных гарантиях никто не отменял. Мы, когда считали нормативы, исходили из предельного индекса роста коммунальных платежей в 14 процентов на 2012 год. Причем тариф на тепло увеличивается на 4 процента, остальное теплоснабжающие организации «добирают» за счет изменения норматива для многоэтажных домов. Могут и не добрать: у всех разная структура полезного отпуска тепла.
- Зачем вообще нужно было менять нормативы?
- Нормативы по Ульяновску занижены, это подтвердила экспертная организация, выбранная минэкономики по конкурсу, – ООО «Экспертно-консалтинговый центр» из Самары.
Она сказала, например, что по горячей воде норматив завышен (и он снизился), по теплу – занижен.
- Каждый раз, когда говорят – «из Самары», ульяновцы вздрагивают: специалист из Самары для нас означает, как правило, повышение квартплаты.
- Что делать, если в Ульяновске практически нет нормальных экспертных организаций? Самара – регион более развитый экономически, там больше квалифицированных специалистов. И почему обязательно повышение? Такие вещи должны быть экономически обоснованы.
- Вы пришли из энергетики, у вас и мозги «заточены» под энергетиков, и здесь я вижу проблему, ведь интересы энергетиков часто противоречат интересам населения…
- Задача регулятора – установить экономически обоснованный тариф и соблюсти при этом федеральные индексы и ограничители. Я не вижу здесь противоречия. Мой опыт работы в энергетике позволяет понять, какие затраты обоснованны, какие – нет.