Программа утилизации будет продолжена. За счет производителей автомобилей
Минпромторг РФ готовит новую программу утилизации легковых автомобилей, которая, по оценкам экспертов, сможет дать 8%-ное обновление парка автомобилей в год. Единственное – она будет принципиально отличаться от действующей: вся ответственность за утилизацию и выплату за сдачу старых машин будет возлагаться на производителей. По задумке авторов, программа должна быть запущена уже в следующем году – вместе с программой утилизации грузовых автомобилей. Напомним, первый этап программы утилизации прошел в период с марта по июнь 2010 г. На эти цели власти выделили 11 млрд руб. В соответствии с условиями программы любой желающий мог сдать свой автомобиль возрастом десять и более лет и получить скидку в размере 50 тыс. руб. при покупке нового автомобиля, в том числе и иномарки, при условии, что она была выпущена в России. В августе премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о выделении еще 10 млрд руб. на реализацию второго этапа программы. Эта программа подстегнула продажи АвтоВАЗа и сделала бестселлером недорогую «классику» – более 80% продаж пришлось именно на ВАЗы, несмотря на то, что в список машин, которые можно приобрести с государственной субсидией, вошло более 70 моделей автомобилей (в том числе собираемых в России иномарок). Весьма благоприятно программа утилизации отразилась и на ульяновском автозаводе. По словам генерального директора предприятия Сергея Юрасова, она подстегнула спрос на многие модели УАЗов. «Всего по программе было продано 4 тыс. наших машин, в том числе в Ульяновске – 800, – рассказывает он. – Это, в свою очередь, способствовало росту производства, который составил в 2010 г. почти 70% в сравнении с 2009 г. Если мы в 2009 г. произвели всего 32,6 тыс. автомобилей, то уже в 2010 г. – более 55,2 тыс. В планах на этот год – пока 57,2 тыс. машин». Теперь Минпромторг предлагает правительству принципиально новую схему утилизации автохлама: государство откажется от выплаты премий за сдачу старых машин и возложит ответственность за утилизацию на производителя. Об этом на днях заявил директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. По его словам, подобной схемой уже долгое время успешно пользуются в развитых странах, и если она будет утверждена в России, темпы обновления отечественного автопарка ускорятся до 8% в год. Это было бы как нельзя кстати, поскольку автомобильный парк в России сильно устарел. По информации Минпромторга, сегодня в стране более 10 млн машин, которые эксплуатируются свыше 10 лет. До 70% из них – продукт отечественного автопрома. Выгоды новой программы очевидны. Смущает некоторых экспертов только одно: если новая схема утилизации будет утверждена, то производители могут переложить дополнительные издержки на покупателей. Потому вполне возможен рост цен на автомобили от $100 и выше и введение нового сбора для импортируемых машин. Впрочем, сами производители считают это незначительным фактом. Программа должна заработать уже со следующего года. Кстати, в будущем году может быть запущена еще одна программа – по утилизации грузовых автомобилей и автобусов. О необходимости ее запуска чиновники заговорили сразу после старта программы утилизации легковушек. В настоящее время есть несколько вариантов ее реализации: это, например, стимулирование продаж за счет премий, как в настоящее время действует по легковому транспорту. Размер премий может составлять 10-15% от стоимости транспортного средства. Второй вариант стимулирования – продажи за счет софинансирования из регионального и федерального бюджета на паритетной основе или в других пропорциях. И третий вариант – это участие в схеме государственных лизинговых компаний. За разработку программы серьезно взялись уже летом 2010 г., и ожидалось, что она сможет стартовать уже к концу года. Однако, проанализировав ситуацию, эксперты пришли к выводу, что принципиальные различия рынка легкового и грузового автотранспорта не так просто преодолеть. Главная особенность в том, что владельцы грузовиков – чаще всего юридические лица. Кроме того, грузовые автомобили дороже легковушек, поэтому размер субсидии надо будет увеличить в два-три раза. Для отечественных производителей грузовой техники старт программы утилизации был бы как нельзя кстати: если сравнивать с другими транспортными средствами, то парк грузовиков в России самый старый. По данным «Автостата» на 2010 г., он насчитывал 5,3 млн автомобилей, 62,9% из которых старше 10 лет. Из 896 тысяч автобусов десятилетний рубеж преодолели 45,8%.
Текст: Ксения Великанова
УльяновскOnline |