Малому бизнесу – красный свет. Власти увеличили социальные налоги
С 1 января 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в закон о страховых взносах. Существенно выросли так называемые «социальные налоги». С начала этого года российские бизнесмены будут отчислять на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование сотрудников 34% от фонда оплаты труда. Формально эти взносы не являются налогами, поскольку платятся во внебюджетные фонды, но фактически это – социальные налоги. Решение об их повышении было принято еще в кризисном 2009 г., когда упали и цены на нефть, и обороты бизнеса. Правительство задумало снизить зависимость бюджета от нефтегазового сектора. При этом нужно было как-то покрыть дефицит госбюджета и социальных фондов, прежде всего Пенсионного. Напомним, в 2010 г. тарифы страховых взносов были сохранены на уровне 2009 г. Работодатели продолжали платить совокупный тариф в 26%, из которых 20% направлялись в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), 2,9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), 1,1% – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и 2,0% – в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Однако же в 2011 г., согласно закону, ставка страховых взносов возросла до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в ПФР, 2,9% – в ФСС, 3,1% и 2% – ФФОМС и ТФОМС соответственно. Правда, некоторые бизнесмены будут пользоваться законными льготами. В 2011-2014 гг. пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Послабления предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, – производителей пищевых продуктов, безалкогольных напитков, резиновых и пластмассовых изделий, мебели, спорттоваров и т.д. Для них в 2011 и 2012 гг. тариф прежний – 26%. Переход на 34% запланирован на 2013 г. В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев высказался за необходимость введения этих льготных режимов. Чтобы модернизировать здравоохранение и поднять пенсии, сказал глава страны, государство вынуждено повышать налоги, в том числе социальные взносы, но смягчить негативные последствия этой меры для предпринимателей – надо. Президент, правда, не уточнил, что льготников будет нет так уж и много. По данным объединения «Опора России», по «упрощенке» работает только 35% малых предпринимателей, 55% платят ЕНВД, а оставшиеся 10% платят налоги по общей системе. Получается, две трети малых предприятий будут заведомо лишены послаблений. Многие эксперты смотрят на изменения в законодательстве скептически, считая, что такое налоговое бремя замедлит развитие малого и среднего бизнеса в стране. А кто-то откровенно недоволен поправками, утверждая, что они загонят предпринимателей в «тень» и заставит их урезать официальную зарплату сотрудникам. «Замена единого социального налога большими страховыми взносами смерти подобно, - считает председатель Ульяновского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Анатолий Сага. - У предпринимателей остается три пути: закрыться, убежать за границу, уйти в «тень». Причем, чем больше работников на предприятии, тем тяжелее ноша: больше фонд оплаты труда - больше сумма страховых взносов. Считаю, что 34% налоговых отчислений это огромный «откат» государству. А какая бумажная канитель? Кроме того, повышение налоговой нагрузки потянет за собой и рост цен на все». Директор департамента развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов не так категоричен, однако отмечает, что увеличение налоговой нагрузки в первую очередь отразятся не на самих предпринимателях, а на их сотрудниках: на смену официальным налогооблагаемым зарплатам придут зарплаты в конвертах. «По моему мнению, целесообразнее было бы применить дифференцированный подход: для каких-то регионов страны эти поправки нужны, где-то они экономически обоснованы, но не в случае с Ульяновской областью, – говорит он. – Наш регион – четвертый в РФ по приросту субъектов малого предпринимательства, потому что у нас очень мягкие налоговые условия для начинающих бизнесменов. И по итогам года мы получили не только выпадающие доходы, но и дополнительные. Для Ульяновской области увеличение налоговой нагрузки – не выход. Не думаю, что это положительно скажется на малом бизнесе».
Текст: Ксения Великанова
УльяновскONLINE
|