Острая нехватка врачей в глубинке продолжает стоять на повестке дня, также стоит задача не только привлечь, но и закрепить медицинские кадры на селе, чтобы они не рвались обратно в мегаполисы, отработав положенную пятилетку. Запланировано создание сети медицинских амбулаторий, открытие аптечных пунктов. Ну а как выглядит земская программа на земле?
По данным регионального минздрава на конец прошлого года, в пяти медицинских организациях более двух лет штат оставался не укомплектованным руководителями медицинских организаций. Переехавшим в ульяновское село главврачам власти обещают 5 миллионов рублей: единовременно два миллиона рублей и по одному миллиону рублей ежегодно, по истечении первого, второго и третьего года работы. Под эту программу попал и новый главный врач Новоспасской больницы. Кирилл Хомяков - выпускник Томского военно-медицинского института, ранее возглавлял одну из районных больниц Сибири.
...Полтора часа от Москвы на самолете, еще пару часов - на редакционном авто по тряской дороге - и я в Новоспасском районе Ульяновской губернии. Здесь в конце прошлого года открылся межрайонный центр амбулаторной онкологической помощи. Оснащен он прекрасно, но ни одна машина не будет работать без специалистов. И одним из тех, кто сейчас работает в этом центре, стала Алена Григорьева - коренная москвичка.
Сельские скрепы
- В медицине я уже 12 лет. Когда училась в колледже, работала санитаркой. Была медсестрой. По первому образованию я фельдшер скорой медицинской помощи кардиологической бригады. У меня даже была стипендия мэра Москвы, - рассказывает онколог. - Затем окончила Витебский государственный медуниверситет. И в прошлом году встала перед выбором: куда же ехать работать? Предложений было два: из Карелии и из Новоспасского.
В Новоспасское специалиста-онколога пригласил фонд «Я люблю тебя, жизнь». Алена отправила резюме. «Потом приехала, показали и больницу, и квартиру, где я буду жить. Мне очень понравилось, как тепло ко мне отнеслись, и мое сердце осталось здесь, - рассказывает врач. - У меня есть пример совершенно иного отношения к «Земскому доктору». Моей подруге в Смоленской области дали квартиру, где стоит чугунный унитаз и одна раковина. Я теперь ее уговариваю переезжать к нам».
Онколог из Новоспасского признается, что перед тем как поехать в Ульяновскую область, изучила много информации про наш регион. Например, для нее не была сюрпризом наша многонациональность.
- Да, у нас, например, бывают пожилые пациенты из Старокулаткинского района, которые могут реально не говорить по-русски. Но ничего, у нас в регистратуре есть девочки-татарочки, они помогают с переводом, - улыбается Алена. - Да и мультикультурность для меня не в новинку. Когда я училась в Витебске, откуда там только студентов не было: из Индии, из арабских стран, даже из США и Великобритании.
Родители решение Алены переехать в провинцию поддержали. И она говорит, что это было очень важно. Мама даже неделю сама прожила в Новоспасском, помогая дочери обвыкнуться в новых условиях. Алена шутит, что сюда она приехала с мамой и котом. Мама уехала, Алена с котом осталась. И совершенно не жалеет о том, что не вернулась в Москву.
- Большой город - это не панацея. Я придерживаюсь такой позиции: врач должен быть там, где он нужен. Если в Новоспасском нужен был онколог, то почему мне сюда не пойти работать? А придя, поняла: это мое место! - говорит Алена.
На память приходят строчки из песни Юрия Визбора: «Ну а будь у меня двадцать жизней подряд, я стал бы врачом районной больницы и не ждал ничего, и лечил бы ребят, и крестьян бы учил, как им не простудиться».
В самом деле, не худшая это участь на земле - земский доктор. А если подумать, то, может быть, и лучшая из всех возможных. В смысле - правильная.
Иван СОНИН
Народная газета |