В последней трети XIX века в России наблюдался бум в создании железнодорожных компаний. С 1865 по 1875 год протяженность железных дорог увеличилась с 3 842 до 19 029 вёрст. Этот период характеризуется интенсивным развитием промышленности, особенно тех отраслей, которые обслуживали нужды железнодорожного транспорта.
В мае 1872 года начались работы по строительству Моршанско-Сызранской железной дороги. Дорогу вели от Моршанска сразу на нескольких участках. Масштабы работ были грандиозными для того времени. Только на участке Моршанск-Кузнецк в короткий срок было возведено 146 мостов, из них 7 имели протяженность свыше 100 м. Одновременно с железнодорожным полотном возводились вокзалы, мастерские, депо, элеваторы, рабочие общежития и прочие объекты. на строительстве «чугунки» трудились десятки тысяч бывших крестьян, лишь недавно получивших свободу от крепостной неволи, за копейки «вкалывая» лопатой, кайлом и кувалдой по 17 часов в сутки, отсыпая насыпи и укладывая рельсы.
Новая железная дорога протяженностью 520 км
В 1874 году железнодорожная колея прошла через село Соловцово, возле которого была построена станция Новоспасское. Название станции было дано по названию построенной в селе белокаменной церкви. Сооружения станции составляли в то время: здание вокзала (в котором находились основные станционные службы), здание багажной кладовой, будки обходчиков, посты на въезде на станцию и выезде со станции.
12 октября 1874 года через станцию Новоспасское прошёл первый поезд, впервые прозвучал паровозный гудок.
То есть ровно 150 лет назад случилось столь важное событие - появление железной дороги и станции в селе Соловцово, которое спустя несколько лет стало называться Новоспасское.
Благодаря появлению железной дороги прежние безземельные крестьяне обрели работу, твердый заработок и жизненные перспективы. Стали появляться династии железнодорожников.
Так как никаких особых промышленных предприятий в то время в Соловцово-Новоспасском не существовало, то вероятнее всего станция предназначалась для заправки паровозов водой, водонапорная башня сохранилась до наших дней, а ранее возле башни была и заправочная поворотная колонка, просуществовавшая до середины 1970х годов.
Станция все последующие годы стала одним из важных промышленных объектов Новоспасского да и района в целом. Стоит отметить, что на территории района были построены ещё две станции: Коптевка и Репьёвка. Которые обслуживали промышленные предприятия Фабричных выселок и села Репьёвка. Протяжённость стальной магистрали в границах района составляет около 40 км.
В 1889 году, в соответствие с планом правительства по национализации основных транспортных артерий и созданию единой государственной железнодорожной системы, Моршанско-Сызранская дорога была выкуплена в казну. Затем она была слита с другими сопредельными участками и преобразована в Сызрано-Вяземскую государственную. С началом строительства в 1891 году Великого Сибирского пути, Сызрано-Вяземская дорога сделалась важным звеном в цепи самых протяженных на земле железнодорожных магистралей.
Своё развитие станция получила в Советское время, она стала выполнять помимо пассажирских
перевозок и грузовые. Станция обслуживала такие промышленные предприятия посёлка, как:
элеватор, межрайбаза, мясокомбинат, силикатный завод, газовый участок, холодильник, нефтебазу, вторчермет.
В 1964 году станция была электрифицирована. Постепенно стала заканчиваться эпоха паровозов, на смену им стали приходить тепловозы и электровозы. Последний паровоз в Новоспасском прошёл в начале 1970х годов.
Помимо основных своих функций, из-за отсутствия в посёлке здания автовокзала
(здание автовокзала было построено только в начале 1980-х годов), ж.д. вокзал выполнял и функцию автовокзала, в нем находилась автобусная касса, все междугородние и пригородные автобусные маршруты отправлялись с привокзальной площади.
Необходимо отметить, что в то время, зал ожидания на вокзале был в 2 раза меньше, чем сейчас, теснота была неимоверная, к тому же в здании вокзала находились не только пассажирская и багажная кассы, но и помещения для дежурных по станции и маневровых бригад.
В конце 70-х, начале 80-х годов 20 века на станции была произведена реконструкция: было построено новое здание ДСП, в которое и перенесли пульт дежурных по станции, а также службу маневровых работ, приподняли пассажирскую платформу между 1-м и 2-м путями, построили пассажирскую платформу между 3-им и 4-ым путями. Здание вокзала стало выполнять действительно только вокзальные функции, был расширен зал ожидания до существующих размеров, в нем остались только пассажирская, багажная кассы и линейный отдел милиции. На станции планировалось строительство пешеходного мостового перехода, однако не было воплощено в жизнь.
Из Новоспасского в то время можно было уехать поездом в любой уголок СССР. Ежесуточно на станции делали остановку до 20 пар поездов. Услугами станции "Новоспасское" пользовались не только новоспассцы, но и жители Радищевского и Старокулаткинского районов.
В начале 2000-х годов зданию вокзала придали современный вид, обшили снаружи сайдингом, заменили окна и двери на стеклопакеты, заменили световое освещение станции, заасфальтировали привокзальную площадь, в помещении зала ожидания до середины 2000-х годов размещался железнодорожный магазин.
С 2007 г. станция прекратила выполнение операции "Прием и выдача багажа". С мая 2009 г. резко было уменьшено количество пассажирских поездов, делающих остановку на станции.
Осенью 2014 года прекращается движение электропоездов, которое частично было восстановлено весной 2021 года, после страшной аварии с пассажирским автобусом, в котором много погибло жителей района.
За эти 150 лет, конечно, на станции случали и ЧП: попадали люди под поезда, сходили вагоны и локомотивы, но одно из самых масштабных происшествий произошло в январе 1989 года. Те, кто посвящен в подробности операции по ликвидации последствий случившейся там железнодорожной катастрофы, называют ее «чернобылем районного масштаба». Авария произошла в три часа утра 27 января. С одной из цистерн подходящего к Новоспасскому товарняка упала на рельсы плохо закрепленная крышка люка. Налетевшая на нее колесная пара соскочила с рельсов, затем – вторая… Состав начал складываться в гармошку и на въездной стрелке рухнул под откос. Одна из пяти сорока тонных цистерн с концентрированной ортофосфорной кислотой лопнула, и ее содержимое хлынуло наружу. Надо было любой ценой не пустить кислотное облако в населенный пункт и ядовитую лужу – в ручей Бычиха и через него в реку Сызранку. Рядом с путейцами работали тогда строители Новоспасского МСО и мобилизованные из окрестных колхозов сельчане – всего около трехсот человек. Три дня ликвидировали последствия схода цистерн. Многие участники ликвидации умерли от отравления кислотой… К сожалению, до настоящего времени нет ни одного памятного знака об этом ЧП.
В настоящее время путевое хозяйство станции составляет 21 путь, все подъездные пути к промышленным предприятиям были построены в советское время. Станция относится к Самарскому отделению Куйбышевской железной дороги, ранее к Сызранскому (которое было ликвидировано при реформировании).
В 2020х годах продолжались работы по сносу железнодорожной инфраструктуры – были снесены железнодорожные склады, которые простояли 145 лет.
Зал ожидания вокзала стал музеем железнодорожного транспорта. Ещё раз была проведена внутренняя реконструкция вокзала – ликвидирована пассажирская касса, линейный отдел милиции, но появился благоустроенный туалет и табло расписания.
Основными потребителями услуг железной дороги стали заводы Силикат и Старатели – Новоспасское, а также нефтебаза и элеватор.
Количество пассажирских поездов, делающих остановку в Новоспасском, упало около пяти раз, по сравнению с советским периодом, количество электропоездов снизилось в 4 раза. Конечно, с одной стороны, на это повлияла автомобилизация населения, а также дороговизна билетов.
Каким будет будущее станции – сказать трудно, времена сейчас непредсказуемые.
Пассажирские(а возможно и грузовые) дроны , беспилотники - ЭТО БУДУЩЕЕ !!!! . В Китае и Дубае это понимают , и двигаются в этом направлении !!! Пусть заряда батарей хватает только на 30 минут полета, но это пока. ))Паровозы тоже при появлении не особо хвастались техническими характеристиками, а сейчас локомотивы "летают" на магнитной подушке по рельсам за 400 км/ч(Гонконг, Пекин). Наш Сапсан - только 250..!!!!
Сапсан не наш. Но вот показательно - 20 лет только думали о жд сети в России, а ещё через 20 лет начали строить... И нас ещё некоторые пытаются убедить, что в царской России жилось хорошо, и пытаются нас туда снова вернуть. Кстати, вот вам и "традиционные ценности" о которых бесконечно некоторые лица талдонят. А дроны и сейчас по России летают каждый день...