В семнадцатом веке правительство царя Алексея Михайловича Романова основывает на Волге ряд новых крепостей и строит засечные линии с целью охраны юго-восточных границ Московского государства от кочевых племен. В 1683 году, на месте слияния речек Сызранки и Крымзы и впадении их в Волгу , был основан город-крепость Сызрань от которого, через Канадей на Пензу вдоль левого берега реки Сызранки была проложена Сызранская оборонительная линия.
На её строительство потребовалось большое количество рабочей силы, началось интенсивное заселение русскими этой местности. Кроме «вольных» и «беглых» людей из центральных районов России в новые поместья поселялись и дворяне вместе с крепостными крестьянами. В конце 17 - начале 18 веков земли были скуплены помещиком Петром Гавриловичем Соловцовым, и селение стало называться «Соловцово» (1698 г.). В 1753 г . в селе была построена деревянная церковь .
В 1815 г. началось строительство белокаменной церкви в три купола, в 1818 г. церковь начала действовать. Она была одной из красивейших церквей.
В 1824 году в селе была открыта церковно - приходская школа, где учителями были церковные служители. В 1868 году была построена земская школа.
В 1864 году по территории волости прошла железная дорога и открылась станция, которая впоследствии была названа Новоспасское по названию церкви. Которая связало Новоспасское с различными губернями России. На станции помимо станционного здания были сооружены складские помещения, пост стрелочника и обходчика путей, багажная кладовая.
После Октябрьской революции 1917 года на местах были созданы комиссариаты и исполнительные комитеты.
Гражданской войны в Новоспасском не было, но 22 мая 1918 года село было захвачено белочехами. Их штаб размещался на месте, где сейчас находится первая школа. У здания жд вокзала установлен обелиск красноармейцам Сальникову П.С. и Лазареву И.И., расстеряным белочехами.
В 1919 году в Новоспасском образовалась первая комсомольская ячейка, а в 1925 году появился первый пионерский отряд. В 1929 году в селе Рокотово (теперь не существующее, от него остался только магазин Рокотовский в Новоспасском) была организована сельхозартель имени Кагановича. Начиная с первой колхозной весны , ежегодно, в колхозах стали проводиться смотры готовности к весенним полевым работам. 15 августа 1930 года вышел первый номер районной газеты «За коллективизацию» , которая стала пропагандистом социалистического переустройства деревни. Был утвержден план строительства в районном центре. В 1932 году началось строительство элеватора, построены здание РИКа, общественная баня, дом колхозника, детские ясли.
При Новоспасской МТС были созданы курсы трактористов и комбайнеров, организована районная колхозная школа, где велись курсы для работников сельского хозяйства.
Значимым событием в жизни района было появление звуковой кинопередвижки в 1938 году. На просмотр первых звуковых кинофильмов в районный дом культуры ездили всеми колхозами.
В послевоенное время, наибольший пик развития Новоспасского пришлись на 1960-1980 годы. В 1966 году село Новоспасское получает статус рабочего посёлка. В этот период в Новоспасском были построены такие мощные предприятия, как завод силикатного кирпича ныне АО "Силикат", создано управление "Новоспасскмежрайгаз", нефтегазодобывающее управление "Ульяновскнефть" ныне АО "Ульяновскнефтеотдача", автотранспортные предприятия АТП-1 и АТП -2, мясокомбинат, холодильник, маслосырзавод и многие другие предприятия. В это же время были построены новое здание Центральной районной больницы, РДК, районный узел связи, новый универмаг, автовокзал, жилые массивы: площади Семашко и Макаренко, посёлок Сельхозтехники, сданы в эксплуатацию самые большие дошкольные учреждения райцентра: детсады номера 5, 6, 7. Построены обе новые школы. Два железобетонных моста через реку Сызранка и мосты через ручьи Соловей и Бычиха. Были асфальтированы и освещены основные улицы посёлка.
На станции Новоспасское в эти годы делали остановку более десяти пар пассажирских поездов. В 1960 годы с электрофикацией железной дороги в Новоспасском делали остановку ежедневно четыре пары электричек.
В 1998 на пересечении улиц Строителей, Мира, Мичурина был открыт новый сквер, в котором был установлен памятный знак в честь трехсотлетия поселения.
В 1990-е и в начале двухтысячных, как и по всей стране, в Новоспасском стали закрываться предприятия или пришли в упадок, среди которых были мясокомбинат, маслосырзавод, АТП-1, АТП-2 и другие, практически прекратилось строительство многоквартирного жилья. Вместе с тем появились и новые предприятия: Старатели - Новоспасское, Центротех, НС-Ойл, РуссАвто и другие.
Второе развитие райцентра началось только в 2010-х годах, были построены крупные спортивные сооружения: ФОК Центр-Юг, ледовый дворец Олимп со стадионом, началось строительство нового микрорайона Южный, были сооружены скверы Западный и Южный, построен новый детсад № 8, запущен новый завод по выпуску строительных блоков Новоблок, произведена реконструкция Центрального стадиона, кинотеатра "Октябрь", проведён капительный ремонт ДК "Кристалл", районной больницы.
В 2020-х годах в Новоспасском началось строительство многоквартирных домов в микрорайоне Южный, строительство тротуаров и велодорожек на магистральных улицах, в микрорайоне Южный началось строительство третьей школы.
Сегодня Новоспасское - это крупный райцентр юга области, с более 10000 жителей, расположен в очень выгодно логистическом плане: через него проходит федеральная трасса М-5 "Урал" и областная дорога Солдатская Ташла - Старая Кулатка, которая связана с межобластной трассой Сызрань - Волгоград. Как мы раньше рассказывали через Новоспасское проходит Куйбышевская железная дорога, к заводам были построены подъездные пути, таким образом грузы отправляются во все концы страны. Автобусное сообщение имеется со всеми ближайшими крупными городами. Помимо жд и автобусов, в Новоспасское можно приплыть на байдарках по Сызранке или прилететь на вертолёте.
Вот таким Новоспасское встречает 325-летие.