В этом году исполняется 145 лет, как на карте железных дорог Российской империи появилась станция "Новоспасское".
В 1874 году через село Соловцово (ныне Новоспасское) прошла железная дорога. Станцию назвали «Новоспасское» по имени тогда существовавшей в селе церкви. Станция относилась к Сызрано-Вяземской железной дороге (в настоящее относится к Куйбышевской железной дороге). Сооружения станции в то время состояли из здания вокзала, здания багажной кладовой, будки обходчиков, постов на въезде и выезде станции, водонапорной башни для заправки паровозов. Некоторые из этих сооружений сохранились до настоящего времени.
В середине 1960-х годов, через ж.д. станцию вместо паровозов стали ходить поезда под электровозами и появились электрички.
Пик пассажирских и грузовых перевозок пришёлся на 1970-1980-е годы. Около 20 пар пассажирских поездов ежедневно (!!!) делали остановку в Новоспасском, 4 пары электропоездов с самого раннего утра и до ночи возили рабочих и учащихся. Из Новоспасского, на поезде можно было уехать практически в любую точку СССР, где была железная дорога. Интенсивность движения поездов через станцию в эти годы составляла от 5 до 3-х минут.
В эти же годы развивалась и сама станция. Были проложены подъездные пути к вновь построенным промышленным предприятиям (завод "Силикат", на Мясокомбинат, Межрайгаз, Нефтебазу и т.д.). Было построено новое здание ДСП, построена площадка для разгрузки контейнеров, были сделаны две пассажирские платформы, расширен зал ожидания на вокзале
В истории станции была и страшная трагедия, которая произошла ровно 30 лет назад. Героическими усилиями железнодорожников, пожарных и других специалистов и не специалистов, удалось ликвидировать и недопустить "Чернобыля районного масштаба".
В начале 2000-х годов зданию вокзала придали современный вид, обшив снаружи сайдингом, заменив окна и двери на стеклопакеты, а также заменив световое освещение станции и заасфальтировав привокзальную площадь.
Но именно с этих лет (с 2000-х) началось медленное угасание деятельности станции, как по обслуживанию пассажиров, так и по сокращению услуг грузоотправителям и грузополучателям. Сокращается количество поездов, делающих остановку на станции. С 2015 года полностью прекращено движение электропоездов, и как следствие, на вокзале закрывается касса (!). Теперь пассажиры самостоятельно, "ломая" голову, с переплатой, вынуждены покупать билеты. И что самое печальное, т.к. многие поезда уже не останавливаются на станции, вынуждены проезжать Новоспасское до Сызрани, и затем, возвращаться назад домой, а это дополнительные траты как денег, так и времени.
В эти же годы закрывается багажная касса, ликвидируется контейнерная площадка с мостовым краном, и станция прекращает работы с багажом и контейнерами. Идёт слом железнодорожных ангаров-складов.
Вокзальный зал ожидания от таких событий естественно становится пустующим, здесь открывается железнодорожный музей.
Платформы, которые ранее наполнялись пассажирами также пустуют, и новый указатель на первой платформе уже выглядит неактуальным.
Даже объявлять прибытия поездов и то перестали... вот такие реалии к 145-летию станции для пассажиров.
Но всё-таки грузовые перевозки на станции продолжают осуществляться. Маневровый тепловоз обслуживает предприятия райцентра, формирует грузовые поезда, с продукцией, выпускаемой в районе.
И в заключение, ностальгический ролик, снятый в 2009 году, когда автор этих строк последний раз приехал на поезде, который больше в Новоспасском не останавливался, а прямиком следовал далее по маршруту.
Фото "Новоспасского портала" 2005 - 2019 годы. |