Помните аргументы, которыми россиян убеждали, что вступление страны в ВТО принесет населению пользу, и в первую очередь — снижение цен на импортируемые товары и продовольствие и, как следствие, на продукцию отечественного производства? Ситуация с ценами на куриные яйца в Ульяновске демонстрирует либо то, что власть нас обманула, либо то, что наша область — не часть российского экономического пространства.
Двукратного за две недели удорожания яиц в магазинах Россия не знала, вероятно, даже в 90-е годы, когда инфляция была галопирующей. То, что происходит сегодня, происходит абсолютно на ровном месте. Никакого дефицита яиц, на который ссылаются ульяновские чиновники, в начале октября не было. Во всяком случае, покупатели его не видели. Магазины были завалены этим продуктом так же, как и всегда. Просто однажды ценники переписали, и пошло-поехало.
Я думаю, это сговор поставщиков яиц, но стартовавший не сейчас, а несколько месяцев назад. Тогда ряд птицефабрик области обанкротился, есть только подозрение, что это банкротство не было экономическим, а было преднамеренным, чтобы скупить фабрики по три копейки за штуку. Скупили и сосредоточили контроль над областным рынком в двух-трех руках, которым стало совсем не трудно координировать ценовую политику. И именно такая координация называется сговором, картельным сговором и проч.
Новые владельцы части фабрик, говорят, иногородние, то есть это те самые «внешние инвесторы», так желаемые нашими властями. Они все из одной породы, алчной, нацеленной не на долгосрочное развитие захваченных объектов, а на быстрый срыв куша и бегство — в Дагестан, в Москву, за границу. И региону от них никакой выгоды, как, кстати, и от иногородних торговых сетей, пришедших в регион.
Они не платят в городской и областной бюджеты налоги со своей бешеной прибыли, а платят их по местонахождению главных офисов. Зарплату нанимаемым здесь сотрудникам дают мизерную и в конверте, то есть с нее не делаются отчисления в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Они — насос для выкачивания из области денег, и после них, как после прохождения монгольской орды: разоренные населенные пункты и нищета. Но министрам признавать этот факт, конечно, не с руки — не для того министры ставятся.
Василий МЕЛЬНИК