С 5 ноября получить водительское удостоверение будет не только сложнее, но и
дороже
С 5 ноября 2013 года вступают в силу поправки к Федеральному закону 196-Ф3 «О
безопасности дорожного движения», которые регламентируют порядок получения прав
и работу автошкол. Одно из главных нововведений — полностью исключается
самоподготовка. К экзаменам не будут допускаться люди, самостоятельно изучившие
ПДД и получившие навыки езды на площадках и дороге с помощью частных
автоинструкторов. Удостоверение можно будет получить только после прохождения
полного курса обучения в автошколе и при удачном исходе теоретического
и практического экзаменов в ГИБДД.
Среди других важных изменений отметим
введение прав для управления мопедами и квадроциклами (ранее на этих видах
транспорта можно было ездить без прав); теперь в документах появится новая
категория «М», и они могут быть выданы тем, кому исполнилось 16 лет (опять же
после сдачи экзаменов). Появляются и различные новые подкатегории (А1, В1, С1
и т.д.) для управления мотоциклами и автомобилями разных мощностей, небольшими
грузовичками и автобусами. А вот новость, которая, несомненно, придется по душе
многим потенциальным водителям: с 5 ноября разрешено сдавать практический
экзамен в ГИБДД на машине с автоматической коробкой передач. Казалось бы,
хорошо, но в водительском удостоверении появится соответствующая отметка; если
у его владельца возникнет необходимость ездить на «механике», ему придется вновь
сдавать практический экзамен, теперь уже на авто с механической коробкой
передач.
Новая редакция закона запрещает управлять автомобилем
иностранцам с национальными правами: теперь, к примеру, не только туристам,
решившим взять машину в России напрокат, но и приезжим из ближнего зарубежья,
прежде чем садиться за руль маршрутки, придется получать российское водительское
удостоверение, разумеется, после обучения в автошколе.
С учетом этих
и других изменений российское правительство подготовило различные постановления
и нормативные акты, по которым теперь придется жить и курсантам автошкол,
и самим автошколам, которые по новому Закону об образовании, вступившему в силу
с 1 сентября нынешнего года, причисляются ко всем остальным общеобразовательным
учреждениям. «Пятница» выясняла, как все эти нововведения повлияют на подготовку
новых водителей (а их у нас ежегодно около 2,5 млн человек) и на безопасность
движения в целом.
Кругом профессионалы
Обучение
будет проходить в два этапа, и это означает, что курсантам автошкол придется
учиться дольше. Сначала они будут проходить теорию — Правила дорожного движения,
затем осваивать первичный курс вождения — «площадку». На экзамене в ГИБДД нужно
подтвердить свои знания как по Правилам дорожного движения, так и по умению
ездить на площадке: парковаться, заезжать в боксы и т.д. (раньше курсанты, сдав
теорию, выезжали с автоинспектором «в город» на экзамен по практике). Если
в ГИБДД все прошло удачно, курсант получит временную аттестацию, вернется
в автошколу и там с инструктором выедет на дорогу общего пользования. После
30-часовой практики ему предстоит возвращение в ГИБДД и третья часть экзамена
под названием «город».
В случае неудачи пересдача первой части экзамена —
«теория» + «площадка» — будет разрешена через семь дней, при этом пересдавать
можно неограниченное количество раз. А вот с завершающей частью экзамена
(«город») сложнее — только три попытки через каждые семь дней. А затем следующий
экзамен будет разрешен только через месяц.
«Сегодня в Москве обучение
в автошколе (2-2,5 месяца. — "Пятница”) в среднем обходится в 25-30 тысяч
рублей, — отмечает в беседе с "Пятницей” председатель правления Гильдии автошкол
Сергей Лобарев. — С 5 ноября стоимость увеличится на 15-20%. Вы спросите:
почему? Вот, к примеру, мы имеем группу из 30 человек, которые прошли полный
курс обучения и отправились на экзамен в ГИБДД. Предположим, что 20 курсантов
сдали его, а 10 — нет — ведь, как правило, с первого раза около трети учеников
проваливают экзамен. Так вот, 20 человек возвращаются в школу и начинают
практиковаться на дороге, остальным приходится пересдавать. Вопрос: с кем
продолжат заниматься те, кто позже сдаст экзамен? В московских школах бывает
не больше одной-двух групп в месяц, а в регионах случается, что группа
подбирается в течение нескольких месяцев. Вот и придется автошколе дополнительно
арендовать класс, площадки, заработную плату мастеру платить, увеличивать часы
работы педагогов и т.д. Все это в конечном счете не может не отразиться
на стоимости обучения».
Увеличение цены за обучение в автошколах
и удлинение его сроков, конечно, не обрадуют потенциальных курсантов, зато они
перестанут быть простыми любителями, а станут профессионалами. Ведь согласно
упомянутому выше Закону об образовании автошколы приравниваются к учебным
заведениям, занимающимся профессиональным обучением. Еще один собеседник
«Пятницы», юрист и эксперт Владимир Виноградов, давно занимающийся проблемами
автошкол, не может удержаться от сарказма по поводу «профессионализма» будущих
водителей: «А получится вот что. Сначала ваша нежная красавица-дочь должна
пройти в автошколе полный курс профессиональной подготовки. На выпускном
экзамене продемонстрировать безусловную готовность хоть завтра сесть за руль
"Газели” и зарабатывать себе на жизнь доставкой мебели в ближайший регион
(напомним, что "Газель” и Opel Corsa — машины одной и той же категории — "В”).
Заслуженно положить себе в изящный карманчик гордое удостоверение
водителя-профессионала и отправиться в ГИБДД сдавать экзамен на получение
водительских прав. Вне зависимости от того, как сложится ее жизнь, профессия
у нее уже есть. Достаточно окончить автошколу — и ты уже профессионал».
На экзамен к прибору
У руководителей автошкол
вызывают обеспокоенность некоторые положения нового документа: например, обещаны
преференции школам, имеющим автоматизированные автодромы для приема экзаменов —
это та же площадка, но ошибки курсантов фиксируются приборами типа парктроников,
поэтому исключается человеческий фактор (средняя стоимость такого автодрома —
около миллиона долларов). «Тут пахнет лоббированием интересов тех, кто в свое
время понастроил автодромы, — считает директор автошколы в Иванове Светлана
Виноградова. — Кто это выдумал, что учить человека заезжать в гараж, крутить
"змейку” и т.д. можно только на асфальтовом покрытии определенных параметров? В
наших городах дорог с именно таким покрытием кот наплакал». А Кафлан Гасанов,
директор автошколы «Автостоп» из Воронежа, считает, что проект постановления «О
допуске к управлению транспортными средствами» никак не улучшит качество
подготовки водителей, а только ухудшит жизнь автошкол: «Многие добросовестные
автошколы будут вынуждены закрываться, не потянув огромных вложений
в дорогостоящие игрушки, они же — технические средства, которые реально никак
не улучшат качество подготовки. Я знаю предмет изнутри и уверен на 100
процентов: не "технические средства” обучают людей, а высококлассные
специалисты, люди-профессионалы».
Теперь закон предусматривает
и необходимость получения автошколами лицензии Министерства образования
на профессиональную деятельность. На первый взгляд вполне разумно, но в то же
время это означает, что автошкола, как и любое образовательное учреждение,
обязана среди прочего иметь медицинский кабинет и буфет или столовую
для полноценного питания учащихся. Понятно, что это требование вряд ли будет
выполняться, зато в случае чего на строптивую автошколу можно наслать
проверку.
Хотят как лучше
Есть и другой нюанс.
«До сих пор неясно, по каким программам обучать курсантов, — говорит Владимир
Виноградов, — ведь школа должна получать лицензию для подготовки той или иной
категории водителей: если она готовит водителей на категорию "В”, то
без соответствующей лицензии обучать, скажем, на категорию "С” не может. И
теперь представьте: после 5 ноября приходит в Министерство образования директор
школы, чтобы получить лицензию на категорию "М” (напомню, это новая категория
для водителей мопедов и скутеров), и ему вполне обоснованно скажут: "А
покажите-ка программу обучения!” Он впадает в ступор, ибо такой программы
сегодня в природе не существует. В принципе ее нужно бы разработать Министерству
образования, а там считают, что это забота Министерства транспорта. А Минтранс
вообще-то занимается профессионалами — водителями грузовиков, автобусов и т.д.
Но ведь с 5 ноября закон ответствует: "К экзамену допускаются люди, прошедшие
профессиональную подготовку в полном объеме”. Это относится и к водителям
мопедов, и к подкатегории В1 — это езда на квадроциклах и трициклах. Так что
через десять дней все они окажутся вне правого поля: экзамен в ГИБДД они
не сдадут — нет программ по обучению».
Понятно, что эти нововведения
должны улучшить качество подготовки водителей, а значит, повысить уровень
безопасности на дорогах. Но так ли это? «Увы, нет никаких достоверных данных
ни у нас, ни во всем автомобильном мире о связи качества подготовки водителей
с безаварийной ездой или уменьшением ДТП, — утверждает в беседе с "Пятницей”
Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. — В США, например,
уже после сдачи экзамена на ПДД самостоятельно подготовившемуся человеку
выдается временное удостоверение, которое через некоторое время обменивается
на постоянное, если он ездил без нарушений. Вот если нарушил — тогда только идет
учиться в автошколу. И это разумно. Навыки молодой водитель получает не на
автодроме, а на дороге. А хорошим и опытным водителем он станет через два-три
года и через 70-100 тысяч километров».