По квартирам зеленорощинцев начали ходить работники администрации, уговаривая ставить котлы. И все бы хорошо – власть вроде бы проявляет заботу о людях, думает, как сделать так, чтобы следующей зимой они не замерзли из-за очередной аварии на котельной… Однако есть одно «но». Устанавливать газовые котлы и оплачивать прочие расходы, связанные с переустройством системы отопления, жителям предложили за свой счет. По словам членов инициативной группы, прямо в здании поселковой администрации одна из газовых компаний развернула торговлю котлами. Продавали их по приличной цене – до 23 тысяч рублей. При этом, по словам сельчан, продавцы еще и «пригрозили» – не купите у нас – обслуживать не будем.
- Людей просто облапошили, – считает Любовь Александровна. – В буквальном смысле, им впарили котлы без учета метража квартиры и проекта. Один мужчина купил котел себе и теще. У него – трехкомнатная квартира, у нее – однокомнатная. Так ему продали два одинаковых котла, рассчитанных на отопление площади в 250 квадратных метров! А что люди понимают в газовом оборудовании? Им сказали – идите, покупайте, выбора нет, иначе тепла не будет. Они и пошли. У многих эти котлы до сих пор висят мертвым грузом на кухне. Газовики сказали нам, что оборудование это устаревшее, и может выйти из строя через год – два…
Члены инициативной группы утверждают, что далеко не все сельчане добровольно подписали согласие на разработку проекта с последующей установкой котла. Вот что они написали в своем обращении к уполномоченному по правам человека Ульяновской области: «Работников бюджетной сферы поставили перед выбором: либо котел, либо увольнение с работы. Итог такого давления ясен: котел». Ну а многие подписали по незнанию. Разве будет спорить 70-летняя пенсионерка, привыкшая верить властям, которой сказали – котельную закроют, останетесь ни с чем?
Комфорт в кредит
Между тем, переход с централизованного отопления на индивидуальное – дело дорогостоящее. Помимо покупки котла, есть и другие расходы: по его установке, приобретению счетчика, замене, если нужно, батарей, обустройстве дымоходов… По словам членов инициативной группы, на все это уйдет от 30 до 60 тысяч рублей, в зависимости от метража квартиры.
Да, власти взяли на себя обязательства за счет бюджетных средств разработать на каждую квартиру и дом проект, провести работы по гидравлике и замене отдельных стояков газовой системы, закольцевать газопровод, выполнить проекты на вынос дымоходов, обследовать жилищный фонд на предмет пожарной безопасности… Но все это, по большому счету, копейки. Основные затраты тяжелым бременем лягут на плечи сельчан. Тем, у кого денег на переустройство нет – а таких в Зеленой Роще большинство – пообещали предоставить материальную помощь – 12 тысяч рублей, посодействовать в покупке котла в рассрочку. И посоветовали взять кредиты.
- У нас живут инвалиды, получающие пенсию в четыре тысячи рублей, пожилые люди, которым уже давно исполнилось 65 лет. Кто рискнет им дать кредит? – спрашивают сельчане. – А если даже предположить, что дадут, кто будет расплачиваться за бабушку, если с ней что-то случится? Дети и внуки?
По сути, сельчан заставляют за свои деньги решать проблему властей, которые не могут обеспечить их теплом. Ведь котельную «до ручки» довели не жители. По закону, электро-, тепло-, газо-, и водоснабжением населения, а также водоотведением и снабжением населения топливом должна заниматься администрация поселения.
Инициативная группа начала писать обращения в самые разные инстанции, от уполномоченного по защите прав человека, до приемной президента. Но ответы, которые присылали зеленорощинцам, можно назвать обычными отписками. Это те же самые отчеты, которые давали им местные власти. Однажды из трех инстанций Любови Гришаниной пришел один и тот же – переписанный слово в слово – ответ: «Закрыть нужно, работаем, помогаем». Прокуратура, куда жители Зеленой Рощи обратились с просьбой дать правовую оценку действиям чиновников, заявила: официальных решений по поводу установки индивидуального газового отопления и закрытия котельной нет, а потому нет и оснований для прокурорского вмешательства.
Закон не писан
Есть еще один важный нюанс. Статья 14 нового федерального закона «О теплоснабжении» (№190-ФЗ), гласит: «Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения».
Сомнительно, что схема теплоснабжения домов, которые были построены в 50-е (да и в 80-е) годы, предусматривала возможность поквартирного отопления. А если это так, получается, что власти, по сути, нарушают закон.
Выдержат ли старые здания подобное переустройство? Будет ли обеспечена должная безопасность для жителей квартир? Не получится ли так, что переход на индивидуальное отопление в старых домах просто окажется «бомбой замедленного действия»? «Впаривать» котлы сельчанам начали еще до того, как были получены ответы на эти вопросы. По словам Гришаниной, несколько лет назад некоторым жителям не разрешили устанавливать в квартирах газовые колонки – небезопасно. А тут – котлы. Тем более, что изначально был разработан общий проект перевода на котлы для всех домов. И пятиэтажек, и послевоенных двухэтажек. Мол, квартиры то типовые…
Кстати, подобная «газовая» история произошла в ульяновском райцентре Барыш. Местные власти тоже уговорили жителей перейти на котлы. Но потом признали, что в старых домах переход с централизованного на индивидуальное отопление противоречит закону. Правда, в этом случае чиновникам было, что ответить: решение о закрытии котельной приняли еще до того, как закон вступил в силу.
В случае же с Зеленой Рощей все иначе. Более того, власти допускают, что некоторые жители перейдут на индивидуальное отопление, а некоторые останутся с централизованным. А это, кстати, тоже нарушение закона. Перевести на котлы отдельные квартиры нельзя, только полностью весь дом.
- Если кто-то решит отапливаться централизованно, мы не сможем гарантированно предоставить им услугу. 480 из 607 квартир уже решили перейти на индивидуальное отопление. Посчитайте, какой будет себестоимость услуги подачи тепла от котельной? Очень высокой, – говорит глава Ульяновского района.
То есть, по сути, несогласным жильцам придется платить за тепло в несколько раз больше, и им волей-неволей придется подчиниться большинству. А это, кстати, лукавство.
- Есть установленный индекс изменения платы за услугу. Сегодня это 15 процентов. Заложить в тариф можно что угодно, любые расходы – например, подвоз топлива на самолетах. Но его обоснованность обязательно будет проверять региональное министерство экономики. В любом случае, сегодня повысить тариф более, чем на 15 процентов, не удастся, – поясняет прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области Денис Кравченко.
А воз и ныне там
Жители Зеленой Рощи считают, что выход из сложившейся ситуации есть. Самый очевидный – не сваливать решение вопроса на и без того бедных сельчан, а за бюджетный счет модернизировать котельную – уменьшить ее мощность. Либо, как в других населенных пунктах, построить новую мини-котельную.
Сельчане готовятся к очередному сходу, на котором вновь будет подниматься наболевший вопрос. А местные власти, тем временем, вынуждены заниматься ремонтом котельной – чтобы село вообще не осталось без тепла. Сделать это их обязала прокуратура. Правда, все установленные сроки уже прошли – ремонт должен был завершиться 15 сентября. В отношении главы зеленорощинской администрации Николая Грачева возбудили административное дело: правоохранители посчитали, что ненадлежащая подготовка жилых домов к зимнему периоду может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Однако по квартирам зеленорощинцев с агитацией – перейти на котлы – ходить не перестали. Аргумент «переговорщиков» все тот же – пусть не в этом, но в следующем году котельную все равно закроют. Несмотря на все законы и желания жителей.
Комментарии
Григорий Каленов, руководитель ульяновского Центра защиты прав потребителей:
- Возможно, с точки зрения экономики для властей закрытие котельной – это правильно. Но с точки зрения права, однозначно, незаконно. В законе об общих принципах организации местного самоуправления четко зафиксировано, что вопросы, касающиеся организации теплоснабжения, относятся к вопросам местного значения. Власть должна предложить жителям не один, а несколько способов предоставления им услуги. А граждане должны уже сами, на общем собрании, выбрать наиболее приемлемый вариант. Исключение – тот случай, когда источник теплоэнергии обанкротился, и существование его не представляется возможным. Тогда понятно, что если решение остаться с таким источником жители и примут, оно просто будет невыполнимым.
Денис Кравченко, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области:
- Решение о ликвидации котельной можно принимать только в том случае, когда каждый человек будет гарантированно обеспечен теплом в доме. И такое решение должно поддерджать большинство жителей домов. Уже ясно, что власти Зеленой Рощи в этом году не смогут обеспечить каждого из жителей села индивидуальными источниками отопления. Поэтому прокурор был вынужден обратиться в суд – чтобы котельную привели в соответствие с требованиями, чтобы каждый житель был обеспечен теплом, как и положено по закону. Таким образом, пока люди хотят получать тепло от котельной, им должны эту возможность предоставить.
Василий Зима, старший помощник прокурора Ульяновской области:
- К сожалению, подобные ситуации характерны для нашего региона. Если люди считают, что их вынудили подписать заявление о переводе на индивидуальное отопление, и считают, что смогут доказать это, то они могут обращаться в прокуратуру. Что же касается возможного нарушения федерального закона «О теплоснабжении», то должен быть нормативно-правовой акт, подписанный чиновниками, в соответствии с которым происходит перевод граждан на индивидуальное отопление. Если он существует, прокуратура его изучит и даст правовую оценку.
Виктория Чернышева
Российская газета