Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно, если собственник земельного участка решил изменить вид деятельности и появилось намерение использовать земельный участок для иных целей, чем те, для чего он предоставлялся. Одного желания в данном случае недостаточно: необходимо, чтобы устанавливаемый вид разрешенного использования соответствовал фактическому использованию земельного участка и был определен правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Допустим, земельный участок был предоставлен для строительства индивидуального жилого дома, а собственник решил его использовать под объект торговли и правила землепользования и застройки это допускают - в таком случае необходимо подтвердить возможность использования такого земельного участка под объект торговли, например, получив разрешение на строительство такого объекта.
При соблюдении этих условий правообладатель (собственник, землепользователь, землевладелец, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также арендаторов земельных участков), для изменения сведений государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка в бланке заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости указывает выбираемый вид разрешенного использования земельного участка из основных и вспомогательных видов без дополнительных разрешений и согласования в точном соответствии с видами разрешенного использования, указанными в Правилах землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой расположен соответствующий земельный участок. Вспомогательные виды разрешенного использования могут быть выбраны только в дополнение к основным и условно разрешенным видам использования, а условно разрешенный вид собственник не вправе выбрать самостоятельно – для получения разрешения на условный вид использования необходим ряд процедур, включая публичные слушания.
Так как на территории Ульяновской области сведения о соответствующей территориальной зоне, в которой расположен земельный участок не внесены в государственный кадастр недвижимости, то к заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости прикладывается справка, выданная уполномоченным органом местного самоуправления (в том числе Управлением архитектуры и градостроительства) об отнесении земельного участка к определенной территориальной зоне.
Если у земельного участка отсутствуют правообладатели, вид разрешенного использования земельного участка изменяется на основании постановления (решения) об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка, принятого уполномоченным органом власти, которое этим же уполномоченным органом направляется в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. На сегодняшний день таким органом на территории Ульяновской области является уполномоченный Правительством области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области (Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области). Такая же процедура предусмотрена для земельных участков, действие градостроительного регламента на которые не распространяется независимо от вида права на земельный участок. При наличии права аренды на земельный участок, находящийся в государственной собственности, вид разрешенного использования не может быть изменен значительно без прекращения такого права, ввиду существенного изменения условий договора аренды, в частности, кадастровой стоимости земельного участка.
Для более детального рассмотрения данного вопроса рекомендуется обратиться к статьям 30-40 главы 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области |