Продажи АвтоВАЗа падают все сильнее: в июле крупнейший российский производитель снизил реализацию машин на внутреннем рынке на 20,3% по сравнению с прошлым годом. Увеличились лишь продажи новых моделей Lada Granta и Largus, но общие показатели упали из-за резкого спада спроса на Lada Kalina и Priora. Аналитики считают, что заводу надо отказаться от старых моделей и даже запущенная в июле программа льготного кредитования не поможет АвтоВАЗу заметно поднять продажи.
В июле АвтоВАЗ смог продать на внутреннем рынке лишь 37,5 тыс. автомобилей, это на 20,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2012 года, говорится в опубликованном в пятницу сообщении компании. С учетом экспорта падение чуть ниже: продано 41,6 тыс. машин, на 19% меньше, чем год назад. Отрицательную динамику продаж АвтоВАЗ показывает уже пятый месяц: за семь месяцев снижение на внутреннем рынке составило 11,3% (до 264,2 тыс. автомобилей), а с учетом экспорта — 8,6% (до 305,8 тыс.). Но июльское падение оказалось наиболее заметным за этот период, до этого самый резкий спад продаж на внутреннем рынке у АвтоВАЗа случился в мае — на 18%, а с учетом экспорта наибольшее снижение было в июне — на 16%.
Как и в прошлом месяце, снижение коснулось в основном старых моделей. Продажи остатков Lada Kalina первого поколения на российском рынке в июле сократились в четыре раза, до 2,6 тыс. автомобилей. Реализация Lada Priora упала более чем вдвое, до 4,8 тыс. машин, Lada 4x4 — на 19%, до 3,4 тыс. автомобилей. Хорошую динамику продолжает показывать Lada Granta, продажи которой выросли в 1,6 раза, до 14,5 тыс. машин. Продажи запущенного лишь в июле прошлого года универсала Lada Largus по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 0,5%, до 5,3 тыс. автомобилей. Но в июне реализация Largus падала на 4,7% по отношению к маю из-за проблем с получением комплектующих от иностранных поставщиков.
АвтоВАЗ поясняет, что падение продаж связано с общей ситуацией на рынке (по данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии продажи легковых автомобилей и LCV в России снизились на 6%, до 1,3 млн машин), что в первую очередь отражается на низкобюджетном сегменте. На объеме продаж также сказываются невысокий спрос на давно представленные на рынке модели и прекращение производства в апреле Lada Kalina первого поколения, которая ранее была одной из самых продаваемых моделей. При этом на АвтоВАЗе традиционно замечают, что снижение предусмотрено планом развития и компенсировать это завод намерен увеличением производства Largus и Kalina второго поколения, продажи которой в июле составили 1136 автомобилей.
В компании считают, что повысить продажи поможет запущенная в июле госпрограмма льготного кредитования, согласно которой базовая процентная ставка по автокредитам на покупку автомобилей стоимостью до 750 тыс. руб. сократится на 5,5 процентного пункта (2/3 от ставки рефинансирования ЦБ, составляющей 8,25%). Но Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что льготные кредиты несильно повлияют на продажи АвтоВАЗа. По мнению аналитика, заводу необходимо быстрее избавляться от плохо продающихся старых моделей. «Никто не хочет брать Priora, когда есть более новая Granta»,— говорит он.